Когда история города представлена «в лицах» — то прошлое, в моем понимании, становится ближе и понятнее.
Редкое фото — Алексей Нестерович Маклаков (1838-1905), купец II-гильдии:

Чаще мы встречаем фото — здание лавки Маклакова, ул. Ленина, 47.
На фото, например, времена «Гастронома № 1».
И это здание выделяется среди всех остальных:

Сами Маклаковы жили рядом, в доме 49, — это угловой одноэтажный дом:

Кстати, и горельеф в виде скорбящего ангела на могиле А. Н. Маклакова — выделяется среди всех остальных:


В Казани есть улица Мавлютова, названная в честь чистопольца Хусаина Мавлютова.
Родился Хусаин 17 августа 1897 года в Чистополе.
Первоначально учился в медресе, потом перешел в русскую школу.
Осенью 1915 года был призван в царскую армию.
Окончил военное училище, был награжден Георгиевским крестом.
С начала 30-х годов Хусаин Мавлютов занимал командные должности
в Разведуправлении штаба Красной Армии в звании полковника.
Награжден двумя орденами Красного Знамени.
В 1937 году репрессирован и приговорен к расстрелу.
1 июня 1957 года реабилитирован.


Есть книги, что надолго остаются с тобой.
«Алмазный мой венец» В. Катаева — одна из таких для меня.
Эта своего рода «лакмусовая бумажка»
на знание русской литературы начала ХХ-века.
Там известные писатели зашифрованы под прозвищами
и узнать — кто есть кто — не так просто.
Если Командор и Королевич — узнаются легко,
то кто Ключик, или Конармеец, или Птицелов —
отгадать затруднительно.
А в этом доме по ул. Бебеля во время войны жил в Чистополе сын
Птицелова — Всеволод.
Пошел на фронт добровольцем и погиб в 1942 году.

Дом давно снесли.
Очень давно. Многие и не помнят…


Иван Андреевич Таратин — Купец II-й гильдии.
Фото 1900-1905 года (Фотограф К. Т. Софонов).
Представлял в Чистополе знаменитый «Торговый дом Таратин» из Мелекеса.
Таратины поставляли в Чистополь, в основном, мешочную тару.
Ну и муку, разумеется.


«… от защитника родины…» — фото (1916 г.) с фронта на память домашним в Чистополь.
Солдаты Первой Мировой — это вычеркнутые из памяти народа Защитники Родины.
Мы не знаем имен Героев той войны.
Нет ни памятников, ни Книги памяти.
Ни-че-го!
Родина про них просто забыла.
Родина же не меняется — если даже изменилась власть.
Дом и семья не меняются — те же мама и сестры, дети…
У солдата присяга! — и он защищает Родину (в том числе свою землю и свою семью).
Это уж потом на эту войну будут вешать всякие ярлыки.
И о Солдате той войны совсем-совсем забудут.
Даже в День Защитника Отечества — про солдат Первой Мировой ни слова.
Ни слова, ни Славы, ни Почести…

Кстати, ни в Музеях города, ни в патриотических клубах и объединениях
не расскажут даже про полных кавалеров Георгиевских крестов.
А в Чистопольском уезде их было немало.


Все мы знаем, что Чистополь до революции был купеческий город.
Челышев и Чукашев, Шашин и Маланьичев, Маклаков и Поляков — эти купеческие фамилии встречаются часто.
Всего же купцов разной гильдии было много (до 300).
А самый достойный чистополец выбирался Главой города.
Так исполняющим обязанности Главы города в 1898-1901 гг. был Григорий Ильич Антропов, купец II-й гильдии (фото 1893 г. и 1898 г.):

 Фото 1896 г. — в кругу семьи,
Григорий Ильич — с солидной бородой:


Краеведы Чистополя часто ссылаются на очерки нашего земляка Николая Александровича Демерта — «Из недавней поездки».
Который публиковался в журнале «Отечественные записки» в 11-ом номере за 1868 год и продолжение — в 12-ом номере того же года.
Специально выложил «первоисточник» для любопытных.
Здесь можно скачать непосредственно целиком журнал «Отечественные записки» 11 и 12 номера за 1868 год:
http://yadi.sk/d/1erJ-DUlP6tJs

Или «Отечественные записки» те же 11 и 12 номера за 1868 год, но только с очерком Н. Демерта — другие страницы журнала удалил:
http://yadi.sk/d/XjZTfs_dP6t4F


Император Александр II еще будучи Наследником Цесаревичем посетил
в 1837 году Чистополь.
Здесь график поездки и описание маршрута.


В 1863 году Чистополь посетил старший сын
Александра II — Николай Александрович
(Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич).
Но по болезни он умер в 1865 году и право
наследования перешло второму сыну Александра II —
будущему Императору Александру III.
Здесь описание поездки в Чистополь Николая Александровича (тогда еще Престолонаследника Цесаревича) летом 1863 года.


Это удивительно, что Чистополь рождает столько
заметных в России людей! Да и не только в России.
Александр Огородников — диссидент.
Или — правозащитник — по современному.
Родился в 1950 году (и учился) в Чистополе.
Дополнительную информацию можно найти в интернете…


Иван Игнатьевич Поляков — Глава (голова) города
Чистополя в 1902-1904 гг.


Депутат Государственной Думы Третьего созыва (1907-1912) —
Александр Николаевич Боратынский.
До этого работал городским судьёй второго участка города Чистополя.
Внук поэта Евгения Абрамовича Боратынского (Баратынского) — одного
из друзей Пушкина.
Расстрелян большевиками в 1918 году в Казани.


Будущие генералы и командующие армиями
в Чистополе не только учились, но и рождались.
4 февраля 1886 года в Чистополе в семье почтового чиновника
родился будущий генерал Российской Императорской армии
Викторин Михайлович Молчанов.

Многие ранее пели вот эту песню:

По долинам и по загорьям
Шли дивизии вперёд,
Чтобы с боем взять Приморье,
Белой армии оплот.

Будут помниться, как в сказке,
Как манящие огни,
Штурмовые ночи СПАССКА,
ВОЛОЧАЕВСКИЕ дни.

Именно у Спасска и Волочаевки были последние
решающие бои Красной Армии, которой противостояла
Повстанческая Белая армия под командованием
генерала В. М. Молчанова.
Видя подавляющее превосходство Красной Армии
вывел весь армейский корпус в 1922 году в Маньчжурию.
Тем самым спас многим-многим жизнь.
В. М. Молчанов считается последним белым генералом,
покинувшим Россию.
Далее жил в Японии и с 1923 года в США.
Умер Викторин Михайлович в Сан-Франциско в 1975 году.
На фото: Коллаж страниц Памятной книжки Казанской губернии:

г. Гирин (Китай) с офицерами спасенной армии:

мемориальная доска в г. Спасск-Дальний:


Единственная Муза Габдуллы Тукая — Зайтуна Мавлюдова —
родилась в Чистополе в состоятельной семье.
(жили по адресу ул. Вахитова, 69).

В 1908 году Габдулла Тукай и Зайтуна встретились в редакции
газеты «Аль-Ихлас», когда Зайтуна жила у родственников в Казани.
Было всего несколько встреч, но Зайтуна возвращается в Чистополь.
И больше они уже не встретились…

…Вскоре после смерти Тукая семья Мавлюдовых переезжает в Уральск,
где Зайтуна вышла замуж за сына известного ишана Зайнуллы — Кадира.
У них родился сын, который позже стал писателем — Атиллой Расихом.

Что интересно:
В 1981 году Атилла Расих получил Государственную премию им. Габдуллы Тукая.

На фото — Зайтуна справа:


В июле 1911 года состоялся первый групповой перелет С.Петербург-Москва.
В этом перелете принимал участие и авиатор (летчик) из Чистополя
Николай Дмитриевич Костин (1879-1914).
И даже был третьим.
Николай Дмитриевич был главным инструктором Императорского Всероссийского аэроклуба в Санкт-Петербурге..
Потом успел поучаствовать в Балканской войне на стороне Болгарии.
Попал в плен к туркам и только дипломатическими усилиями Костин вернулся в Россию.
Но по болезни ушел рано — похоронен в Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
На фото:
— Список участников перелета:

— Н. Д. Костин во время перелета с пассажиром (таковы были условия перелета):

— Самолет «Фарман» Костина после аварийного приземления в Валдае:

— Итоговая таблица перелета:

 — Восстановленный по чертежам тип самолета «Фарман», на котором совершил перелет Н. Д. Костин:  

Журнал «Искры» за №27 — 1911 г., который был полностью посвящен этому перелету 

Ещё о Костине — пост из «Чистополь-информ»


Гариф Серазетдинович Бадамшин —
депутат Государственной думы
I-го и II-го созывов от Казанской губернии
(именно — от Чистопольского уезда).
учился в медресе «Камалия» (медресе Мухаммад-Закира Чистави).
Проживал постоянно в Чистополе.
Входил в Мусульманскую фракцию думы.
И многие из этой мусульманской фракции затем какое-то время
проживали в Чистополе.

Мусульманская фракция II-ой Государственной думы.
Гариф Серазетдинович — стоит справа:

В продолжение о Гарифе Бадамшине.
Племянница Бадамшина —
— дочь старшего брата Зарифа — Хадича Бадамшина (г.Чистополь) —
зубной врач, деятельница татарского женского движения, была замужем за известным татарским социал-демократом Хусаином Ямашевым.
Именем Хусаина Ямашева назван проспект в Казани.

Хадича (стоит слева) и Хусаин Ямашевы (стоит справа):


Марк Нестерович Герасимов, род. 1873 г.
Депутат от Казанской губернии Первой Государственно думы.
(от Чистопольского уезда).
Вернулся после роспуска Думы в Чистополь, был под надзором полиции.
Ночью 12 декабря 1906 у Герасимова был проведён обыск, были изъяты письма и несколько нелегальных брошюр.
Возбуждено новое дело по обвинению бывшего депутата
во «вредной в политическом отношении деятельности»
Герасимов был помещён в Чистопольскую тюрьму, в которой сидел вплоть до 18 февраля 1907 года,
то есть до окончания выборов во Вторую Думу.
Таким образом, несмотря на популярность Герасимов во Вторую Думу не избрался.
Как видим — и более ста лет назад с неугодными депутатами
боролись очень знакомыми методами…

 


В начале прошлого века в Чистополе были только театры-антрепризы.
Репертуарный (постоянно действующий) театр для небольшого города
нерентабелен.
Так в 1911 году в антрепризе Пенчковского (г.Чистополь)
начинал свою актерскую карьеру будущий
Народный артист РСФСР — Георгий Иванович Ковров.
После он переехал в Москву и играл уже
в знаменитом Московском Малом театре.
За период 1930 — 1960 гг. снялся в 12-ти фильмах.
Награжден орденами — Трудового Красного Знамени и «Знак Почета».

На фото роли из фильмов:
— Прохор (х/ф «Суворов»):

— Павел Астахов (х/ф «Тихий Дон»):

— Василий Черных (х/ф «Большая земля»):

— Максим Тарасович Федорченко (х/ф «Поэма о море»):


Композитор Загидулла Яруллович Яруллин (1888 г.р.).
Детские годы провел в Чистополе, где его приютил настройщик музыкальных инструментов петербуржец-немец И. Шнейдер.
Он и обучил его нотной грамоте, игре на фортепиано и настройке музыкальных инструментов.
В 1908 году Загидулла приехал в Казань.
По воспоминаниям современников, песни в исполнении Загидуллы Яруллина любил слушать Габдулла Тукай.
Позже Загидулла напишет свой знаменитый «Марш Тукая», посвящённый великому татарскому поэту.
(в приложении не указан композитор, а только дирижер — Н. Жиганов)
Загидулла Яруллин является создателем первого струнного татарского оркестра.
Он так же является первым учителем Салиха Сайдашева.

Сыновья Загидуллы Яруллина — Фарид Яруллин (балет «Шурале»)
и Мирсаид Яруллин — известные татарские композиторы.


170 лет назад, в 1847 году, в Чистополе открылось знаменитейшее в дальнейшем
медресе «Камалия», где обучались шакирды со всех регионов России.
Само медресе «Камалия» было известно далеко за пределами России.
И сложно найти иное учебное заведение в России того времени
столь же успешное и популярное, где велось обучение
на татарском, арабском и персидских языках.

Славу медресе слагали, в первую очередь, основатель медресе
Мухаммед-Закир, сын Габдул-Вагапа, Камалов (Абдул-Вагапов, 1804-1893),
и многочисленные ученики.
Мухаммед-Закир получил должность муллы 17 сентября 1846 года —
распоряжением Казанского губернского правления он был назначен имам-хатыбом Чистопольской мечети.
Богатырского сложения, брызжущий энергией, пользовавшийся в молодые годы в округе, как и его братья, славой борца,
Закир не стоял в стороне от мирских дел,
занимался торговлей, стал купцом II гильдии, нажил значительное состояние.

И бОльшую часть дохода Ишан Мухаммад-Закир пускал на строительство медресе, мечети,
да и само медресе полностью содержалось на его средства.
А ведь в иные годы одновременно в медресе учились до 400 шакирдов,
которых надо было обуть, одеть и кормить.
И даже на сегодня имя, книги, учение Ишана Мухаммад-Закира Чистави
столь популярны
— что со всех регионов России приезжают паломники
поклониться могиле Ишана — из Тобольска и Екатеринбурга,
из Тюмени и Оренбурга, из Башкирии, Дагестана, из Москвы и Казани…

Подробнее о нем, его семье, знаменитых учениках — расскажу в дальнейшем по мере возможности.
На фото:
Дом, где жила семья Ишана Мухаммад-Закира (где-то с 1890 -х годов и до 1919 г.) — ул. Ленина, 40 — жилые помещения на втором этаже, а на первом этаже была торговля. Сейчас там «Книги» + МТС:

А до этого — когда Мухаммат-Закир был имамом Первой Соборной мечети (мечеть «Нур»)
— семья проживала рядом с мечетью (указано стрелкой):

У меня есть только фотография вида со двора, фото 1984 года:

Дочери — слева направо Джуайрия, Гарифа и Асьма (1958 год):

Могила Инаша Мухаммад-Закира Камалова (татарское кладбище):


Продолжение о медресе «Камалия»
В России впервые Коран был напечатан в Петербурге в 1787 году.
Далее еще переиздается в 1789, 1790, 1793, 1796, 1798 годах.
Но и этих изданий катострофически не хватает
и после многочисленных ходатайств
Павел I дал разрешение на открытие в Казани татарской типографии.
И Казань вскорости становится одним из наиболее крупных
центров по изданию мусульманских книг в России.

В середине XIX века книги изданные в Казани продаются и в Средней Азии, и в странах Ближнего и Среднего Востока.
Ранее в традиции мусульман были рукописные книги,
но казанские издания были настолько добротно напечатаны,
в твердом красивом переплете,
что довольно быстро вытеснили с рынка рукописные книги.
Уже в 1840-х года в Казани ежегодно печатались до 200 000 экземпляров.
Это только учтенные данные — а по факту гораздо больше.
К тому же фактором, способствующим популярности книжной продукции,
была почти всеобщая грамотность татарского населения того времени.
Если в деревне есть мечеть — то большинство умели и читать и писать.

И в этот же период насильно крещенные татары деревнями массово
возвращаются в свою веру, т.е. опять становятся мусульманами.
И основной причиной этого считали именно распространение
мусульманских книг
(напомню, что Библия на русском языке была впервые издана 1876 году).

Поэтому, чтобы «новокрещенные татары» не «отпадали обратно в магометанство»,
чистопольский миссионер, протоиерей Иоанн Орлов
и казанский архиепископ Владимир (Ужинский)
пишут прошение «о запрете печатания магометанских книг».
Это прошение было поддержано казанским военным губернатором С.П. Шиповым
и обер-прокурором Св.Синода графом Н.А. Протасовым.
Далее Указом Николая I с 1845 года налагается запрет на
«печатание Корана и иных магометанских книг» в Казанской губернии.

Именно поэтому открытом в 1847 году Ишаном Мухаммад-Закиром медресе обучение строится на переписывании Корана и книг по основам Ислама.
К окончанию медресе каждый ученик (шакирд) должен был иметь
переписанные им Коран
и другие книги по основам Ислама в нескольких экземлярах.
Естественно, поэтому обучаемые дисциплины усваивались
шакирдами отлично.
Этот метод — переписывание книг — существовал в медресе
и после снятия запрета на печатание Корана и иных книг по Исламу.

Далее расскажу о видных выпускниках медресе «Камалия»…

Рукописная книга:

Коран, напечатанный в Казани. 1878 год:

Шакирды переписывают книгу (это другое медресе, не «Камалия»):


Семья Ишана Мухаммад-Закир Камалова была большой.

Дочери от первой жены Бибигасимы
— Бибиганделип — выходит за имама Мухаммед-Шагита сына Мухаммедзяна,
— Бибихадича — за имама Шигабутдина.

Дочери от второй жены Биби-Фатимы:

Амина — вышла замуж за муллу Наджиба Шамсутдинова (Тунтари),

Камилятенниса — за муллу Наджиба Амирхана (дядя Фатиха Амирхана),

Тарифа — за муллу Тарифа Уразгильдиева,

Асьмаи-Галия — стала женой знаменитого теолога Мусы Бигиева,

Уммагульсум — стала женой фабриканта Абдуллы Акчурина.
Уммагульсум Камалова училась на Высших женских
Бестужевских курсах вместе с сестрой Абдуллы,
которая и способствовала их знакомству…

Шамсениса — стала женой Рустема Акчурина,

Ажуайрия — стала женой мугаллима Миргалима Мансурова.

Младшая дочь Фатима — стала первой татаркой-врачом
Сын Ибрагим — учился в Египте в университете «Аль-Азхар».

После революции Камаловы покинули Чистополь.
Как купеческая семья — опасались репрессий и преследований новой власти.
Биби-Фатима жила в Казани и ушла в мир иной в 1936 году.

Одна внучка Ишана Мухаммат-Закира — младшая дочь богослова Мусы Бигиева — Фатима Мусовна (Тагирджанова)
— скончалась в Санкт-Петербурге в 2006 году,

И еще одна внучка Шифа Абдулловна — дочь Абдуллы Акчурина
проживала в Москве и ушла из жизни совсем недавно
— 8 января 2017 года в возрасте 96 лет.

На фото:
— Вторая жена Биби-Фатима с дочерьми, сыном и многочисленными внуками:

— Муса Бигиев — известнейший богослов, муж Асьмаи-Галии (Асьма):

— визитная карточка Мусы Бигиева:

— Абдулла Акчурин — фабрикант, муж Уммагульсум (Гульсум):


Сын Мухаммад-Закира Камалова — Ибрагим
(полное имя — Мухаммад-Ибрагим) родился 24 марта 1877 года.
Первоначальное образование получил в фамильном чистопольском медресе «Камалия».

Высшее образование одаренный и энергичный Ибрагим получает в знаменитом унимерситете «Аль-Азгар»(Каир).
Обучается в одно и то же время с Муса Бигиевым, З. Камали, Г. Батталом, З. Кадыри. Уже вернувшись знакомит Мусу со своей сестрой Асьмаи-Галией. В результате появляется пара — чета Бигиевых.
Получив диплом «Аль-Азгара» и окончательно вернувшись на родину (в 1903 г.), 26-летний Ибрагим Камалов назначается имамом при чистопольской 1-й мечети, становится напарником (иптэш мулла) своего зятя — Наджиба Амирхана.
То есть ровно через десять лет возвращает себе «титул» отца.

И в том же году Ибрагим для скрепления брачного союза между Гаязом Исхаки и Биби-Марьям Шариповой приезжает
специально в д. Яуширма (3 ноября 1903 г.) и вносит свой вклад в официальный акт бракосочетания — прочитал ходьбу. (т.е. Никах).

У самого Ибрагима было восемь детей.
За исключением Рокии (1899 — 1966), все дети покидают сей мир в раннем возрасте. Дочь Рокии — Суфия (1921 -1976) выходит замуж за знаменитого татарского композитора Александра Ключарева.

В начале 1906 года в Казани создается социал-демократическая группа из татар. В эту организацию, возглавляемую Вениамином (Ибниамином) Ахтямовым, входят И. Биккулов, С. Ахмеров, Г. Мустафин, З. Садыков, Ф. Амирхан, М. Бадиги и Ибрагим Камалов (единственный действующий мулла — социал-демократ).
Ибрагим Камалов пишет также книги и учебники для медресе и татарских школ.
Так, в 1899 году он составил и издал в Казани пособие по персидскому языку (введение к правилам фарси),
предназначенное для мугаллимов татарских медресе.
Полное название книжки: «Мадхале кавагиде фарсия. Чистай мектебе тараккисы исеменнэн язылмыштыр. Мераттибе: Ибрагим Камалов» (Казань. Изд-во: тип. «Черных».-1317/1899).
Он был одним из тех, кто сплачивал молодежь вокруг идеи создания национального театра, занимался серьезной переводческой деятельностью, выступал на страницах татарской прессы с острыми публицистическими произведениями.

В 30-е годы в разгар кампании по искоренению «классовых врагов» Ибрагима Камалова арестовывают и отправляют в Сибирь,
и где-то в застенках ГУЛАГа он и находит свою безымянную могилу…

На фото:
— Ибрагим Камалов:

— Биби-Марьям с дочерью Сагадэт:

— Гаяз Исхаки с дочерью Сагадэт, 1931г.:

— композитор Александр Ключарев:


Фатих Амирхан был влюблен в одну из дочерей
Ишана Мухаммад-Закир Камалова — в Шамсенису.
Двоюродная сестра Фатиха — Зейнаб
Амирханова — вспоминала, что он упоминал о Шамсенисе постоянно,
которая была младшей сестрой ее матери,
и говорил о том, что если он и жениться на
ком-то, то только на ней.
Судя по всему, Фатих Амирхан сумел объясниться с ней.
Однако Шамсениса, отказала Фатиху.
(Шамсениса вышла замуж за одного из купцов
семейства Акчуриных — за Рустема).
Больше Фатих не предпринимал попыток жениться,
оставшись на всю жизнь один.

 Шамсениса Камалова, фото 10 июня 1907 года:


В самом начала Балканской войны
в 1912 году Уммагульсум Камалова
(одна из дочерей Ишана Мухаммад-Закира Камалова)
поехала сестрой-милосердия помогать Турции в этой войне.
Вместе с ней поехали из Петербурга еще три курсистки
Высших Бестужевских женских курсов.
Вернулись уже 1913 году и продолжили обучение,
но пропустили целый год.
В своем интервью газете «Вакыт» (1913 год, №6)
Гюльсюм (так написано в газете) поделилась
своими наблюдениями о турецком обществе —
«турки — очень честные, нравственные и смелые люди».
Очень тепло отзывалась о турках, об их вежливости и джентельменстве.

На фото от 15 августа 1907 года — семья Камаловых:
— стоят слева Хатима Камалова (1888-1918)
справа Шамсениса Камалова (1886-1930)
— сидят слева Фатыйма Камалова (1855-1939)
справа Уммугальсум Камалова (1887-1957)


Известнейшие ученики Ишана Мухаммад-Закира Камалова,
выпускники медресе «Камалия».

Гаяз Исхаки (1878 — 1954) — видный деятель татарского национального движения, писатель, публицист, издатель и политик.
Окончил медресе «Камалия».
Написал около 30 романов, драм и рассказов.
Классические драмы «Зулейха» и «Учительница» ставились на сценах татарских театров.
В своих произведениях он описывал быт, нравы и обычаи татарского народа и борьбу против национального угнетения.
Он призывал народ к культуре, свободе,
к борьбе против притеснений и несправедливости.
В 1920 году, после окончательного установления власти
большевиков в Поволжье и на Урале,
Гаяз Исхаки был вынужден покинуть свою страну
и обосновался в Турции.

Фатих Карими (1870 — 1937) — известный татарский советский писатель,
педагог-просветитель, журналист, общественный деятель.
Окончил медресе «Камалия».
В 1906—1917 годах был редактором газеты «Вакыт» («Время»),
одной из самых популярных мусульманских газет того времени.
С 1925 года Фатих жил в Москве, преподавал турецкий язык в Восточном университете.
Написал более 100 книг — методико-педагогических, публицистических, художественных.
В 1937 году был арестован и расстрелян большевиками.

На фото:
— Гаяз Исхаки:

— Шакирд Фатих Карими:


Перебираю свой архив:
Известнейшие ученики Ишана Мухаммад-Закира Камалова,
выпускники медресе «Камалия».

Риза Фахретдинов — Ризаитди́н Фахретди́нович Фахретди́нов —
(1859 — 1936), татарский писатель-просветитель, учёный-востоковед, религиозный деятель.
Муфтий ЦДУМ (1922—1936).

Фуад Туктаров (1880 — 1938) — юрист, журналист, член Всероссийского учредительного собрания.
Был делегатом Первого и Второго мусульманских съездов.
Избран гласным Казанской городской думы,
член исполкома Милли Шура Казанской губернии,
редактировал газету «Корылтай»
В середине 1920-х годов переехал в Турцию, там выступал как журналист, преподавал.

На фото:
Риза Фахретдин — муфтий Центрального Духовного Управления мусульман:

Риза Фахретдин в кругу семьи:

Фуад туктаров (второй справа) — с депутатами Второй Государственной Думы:


В середине 19 века самыми признанными (или популярными) были медресе в Чистополе (основатель Мухаммад-Закир Камалов) — действует с 1847 года,
и в Троицке (основатель Ахмед Халитов) — действует с 1846 года.
Троицк — в то время город в Оренбургской губернии (ныне входит в Челябинскую область).

Ахмед Халитов (Ахмед бин Халид аль-Менгери) — (1810 — 1870)
был избранным муллой Чистопольской Соборной мечети
(предшественник Мухаммад-Закира Камалова).
Дед Ахмеда Халитова имел в Троицке успешное собственное дело
(или большой бизнес — по-современному) и потому мулла Ахмед
переезжает в Троицк на должность муллы Второй Соборной мечети.
И в 1846 году набирает первых шакирдов в свое медресе.

Среди учеников Ахмеда Халитова наиболее известен
шейх Зайнулла Расулев.
Кстати, за сына которого — Габделькадыра вышла замуж Зайтуна Мавлюдова (Чистополь) — несостоявшаяся невеста Габдуллы Тукая.

На фото:
— Вторая Соборная мечеть г.Троицка, фото 1911 года:

— Татарская улица и Вторая соборная мечеть Троицка, фото 1900-е:

— Шейх Зайнулла Расулев:


Решение о проведении Первого (!) съезда мусульман
было принято в Чистополе в мае 1905 года.
20 мая на Никах Мусы Бигиева (Биги) и Галии Камаловой
(дочери Ишана Мухаммад-Закира) были приглашены всего
около 500 гостей. А пригласили практически со всей России видных
имамов, купцов, промышленников.
И сам Муса Биги, и брат Галии — Ибрагим хазрат,
Гаяз Исхаки, Фуад Туктаров ездили и приглашали
гостей лично.
После худьбы (Никаха), который прочитал Ибрагим-хазрат,
и после торжеств гости приступили к обсуждению
вопросов взаимоотношения мусульманских общин
с имперской властью.
И для выработки окончательного варианта обращения (требования)
мусульман к имперской власти было решено созвать съезд
В Нижнем Новгороде во время ярмарки в августе того же года.
В полицейских сводках того времени из-за большого представительства
мусульман это событие в Чистополе обозначили как «первый съезд мусульман».
А сам Первый съезд мусульман (120 делегатов) состоялся 15 августа того же года в Нижнем Новгороде.

А в 1992 году — (и снова) уроженец Чистополя Талгат-эфенди — был инициатором и организатором в Санкт-Петербурге Первого международного Исламского форума в постсоветской России.
Самого представительного на сегодняшний день:
были представители из 24 стран,
плюс представители всех бывших Советских республик,
представители регионов и т. д.,
шейхи (муфтии) Пакистана и Индонезии,
Генеральный секретарь международного Исламского конгресса,
делегация (5 чел.) из университета «Аль-азхар»,
уполномоченные посланники Саддама Хусейна,
послы арабских государств,
секретарь Лиги арабских государств,
Талгат Таджутдин и Равиль Гайнутдин,
Муфтии всех регионов России —
— по составу участников и гостей — это был самый представительный форум когда и политики разных стран и религиозные деятели собрались вместе
для обсуждения вопросов развития взаимоотношений мусульман с остальным миром, и в частности, вопросы «Возрождения Ислама в Санкт-Петербурге».
Всего — чуть менее 700 гостей.
Большинство резюмирующих решений этого форума были воплощены в жизнь.
Форум стал объединяющим и жизнеутверждающим вектором среди мусульман России.
Талгат-эфенди и сегодня получает благодарственные отклики
от участников самого представительного Международного
Исламского форума в России.

Участники первого съезда мусульман, август 1905 года:

Соборная мечеть Санкт-Петербурга:


В медресе Второй Соборной мечети Чистополя (или у Шигап хазрата) учился татарский писатель Салих Баттал.
Вот статья о нем в Википедии Батталов, Салих Вазыхович — Википедия ru.wikipedia.org

 


Копия альбома агентов Московского Страхового от огня общества
поднесенного Правлению 5 мая 1908 г.
Агент в г.Чистополе — Николай Августовичъ БУРГЕРЪ.
Родился 8 ноября 1862 г. Почетный гражданинъ.

Исмаил Муштари (Исмагил хазрат Муштариев) —
родился в Чистополе 1888 году.
Закончил медресе «Камалия» и до 1947 года был муллой в селе Кизляу (Нурлатский район).
Затем переехал в Казань.
В 1952 — 1954 гг. и 1956 — 1962 гг. являлся имамом мечети «Марджани»
В 1954 — 1956 гг. — имам Московской соборной мечети.
Исмаил Муштари пользовался огромным авторитетом среди верующих
и в разные годы занимает высокие посты в ДУМЕС, являясь казыем Татарской АССР.

Пост Айдара Альгизовича:

     ЧУКАШЕВЫ – одна из старейших чистопольских купеческих семей. Произошли из крестьян. Один из предков Чукашевых служил в лавке у богатого торговца приказчиком. Накопив деньги, выкупил семью, открыл свою лавку, торговал солью, а затем занялся хлебной торговлей.

1. Иван Михайлович (год рождения неизвестен — умер в 1855 г.) – потомственный почетный гражданин г. Чистополя, купец 1-й гильдии, хлеботорговец. Имел хлебные амбары в г. Чистополе и в Рыбинске Ярославской губ.

2. Чукашев Егор Иванович (1815 — 1890), сын Ивана Михайловича. Потомственный почетный гражданин г. Чистополя, купец 1-й гильдии, занимался хлебной торговлей. Имел хлебные амбары в  г. Чистополе и в Рыбинске Ярославской губ. В Чистополе Егор Иванович Чукашев был владельцем крупного завода и двух ветряных мельниц.

3. Сыновья Егора Ивановича – Никита (1839 — 1899) и Гаврила продолжили дело отца. Они  вели оптовую хлебную торговлю в Петербурге, где занимали кладовые в амбарах Александро-Невской лавры. Перерабатывали зерно, в Мензелинском уезде Уфимской губернии в селе Старый Багряж им принадлежало 5565 дес. 725 кв. саж. земли с мукомольной мельницей. Так же владели водяной мукомольной мельницей в д. Кичу-Адамчи (Утяшкино) Ерыклинской вол. Чистопольского уезда.

4. Жена Никиты Егоровича Чукашева (Подуруева) Елизавета Арсентьевна приходилась сестрой Подуруеву Алексею Арсентьевичу, который был «правой рукой» и зятем купца промышленника Стахеева Ивана Ивановича. Семья Чукашевых отличалась особой благотворительностью в городе: выделили средства на строительство здания мужского духовного училища; в 1890 году на средства старосты Николаевского собора Н.Е.Чукашева было выполнено серебряное облачение престола. 

5. После смерти Никиты Егоровича, его сыновья, Александр (10.10.1870 — 1921), Сергей (27.06.1877-?) и Николай (06.09.1873-1938) объединив свои капиталы, основали торговый дом «Братья Чукашевы», который занимался оптовой хлебной торговлей и пароходством. 

6. В Казани братьям Чукашевым принадлежало одно из самых красивейших зданий по ул. Большая Лядская (ныне  Дом архитектора, ул.Горького). Родной дядя братьев Чукашевых по материнской линии, Алексей Арсентьевич Подуруев владел домом на ул. Горшечной (ныне Дом писателя на Муштари).  Судьба братьев после революции сложилась по-разному: Александр Никитич умер 2 июля 1921 года в г. Томске, куда переехал с семьей. Сергей Никитич в советское время жил на станции Зима Иркутской обл., где работал бухгалтером, там и умер. Николай Никитич 22 декабря 1937 года был необоснованно арестован и осужден тройкой НКВД ТАССР 6 января 1938 г. Приговорён к высшей мере наказания. Решение было приведено в исполнение 14 января 1938 г. в Казани. После революции некоторые потомки Чукашевых выехали во Францию. Оставшиеся члены династии занимались наукой, преподавательской и предпринимательской деятельностью.  На снимках — купец первой гильдии Никита Егорович Чукашев и особняк Чукашевых в Чистополе:

Ещё о династии Чукашёвых можно почитать здесь.


Пост Айдара Альгизовича:

Алексей Арсентьевич Подуруев

     Купец. Был женат на дочери знаменитого елабужского купца Ивана Григорьевича Стахеева, Марии Ивановне. В красивом особняке Подуруевых на улице Большая Екатерининская (ныне Карла Маркса, 8) с апреля 1928 года расположился краеведческий музей «Музей Уездного Города»:


Татарские семьи, как правило, фотографировались редко.
На первом фото (1912г.) — семья Чистопольского купца II-й гильдии
Салахутдина Шамсутдинова, его жена Фатима,
их дети: первый ряд слева направо — Исхак (6 лет),
Ркия, Джуира (на руках).
Стоит — старшая дочь Хатима:


На фото Павел Петрович Шашин — сын купца 1-й гильдии Петра Матвеевича Шашина, почетного Смотрителя Чистопольского ремесленного училища.
В то время было модно делать «костюмированные» снимки.
Особой популярностью пользовались — кавказские или казачьи костюмы:


В этом доме — по адресу ул. Урицкого, 111 — жил Наджип Амирхан,
второй мулла, а с 1893 года и имам Первой Соборной мечети (после Ишана Мухаммат-Закира).
В моей памяти в этом доме всегда располагалось да и сейчас располагается Добровольное пожарное общество.
Фото 1984 года:


Знаменитые выпускники Чистополького медресе «Камалия».
Фуад Туктаров (1880 — 1938) — юрист, журналист, член Всероссийского учредительного собрания.
Родился в деревне Кульбаево-Мураса Чистопольского уезда.
Был делегатом Первого и Второго мусульманских съездов.
Избран гласным Казанской городской думы,
возглавлял Милли Шура Казанской губернии,
редактировал газету «Корылтай»
В середине 1920-х годов переехал в Турцию, там выступал как журналист, преподавал:


Купец первой гильдии Василий Львович Челышев:


Алексей Михайлович Киясов — приказчик купца первой гильдии
Петра Матвеевича Шашина.
Фото 1910-е:


«Безъ хорошаго чая плохое угощенiе» — рекламный плакат 1903 года.
Магазин чаев Василия Филипповича Маланьичева существовал с 1865 г.
И что интересно, пятиконечная звезда — это торговый знак В.Ф. Малантичева:


Глава города Чистополя (с 1898г. по 1901г.) — Григорий Ильич Антропов 1896 г.:


Константин Павлович Мирославский (Н.Ф. Винников) — выступал на Чистопольской сцене в 1890-х годах в дирекции Н.Н. Савина, под режиссерством Г. Агамова.
Из книги — Словарь сценических деятелей, 1904 г.
Одно из первых упоминаний об актерах когда либо выступавших на Чистопольской сцене: