Фотографии небольшого размера кликабельны, их можно посмотреть в полном разрешении!

Мы все любим путешествовать.
Раньше большинство путешествий начиналось
именно с Пристани.
Раньше в Чистополе была красивая, статусная пристань.
Только крупные города в то время имели такую же пристань —
Волгоград, Самара, Ярославль..
«Театр начинается с вешалки» — так и город начинается с пристани.
И «вешалка» в Чистополе была очень даже симпатичной:

Фото пристани 1967 г. (1970-е?, см. комментарии):

Фото 1970-1980 гг.:

(см. комментарии):

(источник):

Ещё одна пристань города, стояла там, где сейчас расположен новый пляж, служила для пригородной линии, курсировали на ней «речные трамвайчики»:

(источник):

(источник):

Встреча детей из пионерлагеря.
Родители детей встречали не у ворот лагеря, а у пригородной пристани.
Трамвайчик, что детей привозил — как правило «Муса Джалиль» — я так помню…
Не помню, чтоб ОМ-330 привозил или отвозил…:     

Фотография пригородной пристани — из фотоальбома Айдара Альгизовича «Чистополье»:


Вокзал пристани г. Чистополя. Фото — 1950-е.
Уверен, наш вокзал помнят многие…:
 
Культбаза пристани:
 
     В цвете (источник):
     Добавлю, что в начале 20 века в этом здании находился ресторан «Александр», ниже два скрина со скана фотографии прибрежной полосы у пристаней различных владельцев (см. «Уровни воды Камы»):

Это было очень удобно — вечером сел на пароход
и утром уже в Казани.
Что мы и делали не раз с другом.
И обратно уже — вечером из Казани и утром в Чистополе.
Помню еще, что один пароходов на котором добирались до Казани, —
назывался «Кама».

У нас останавливались пароходы (и теплоходы)
маршрутов:
— Пермь — Москва
— Пермь — Астрахань
— Пермь — Ростов
— Уфа — Москва
— Уфа — Астрахань
Несколько сезонов были еще рейсы — Пермь-Горький…
Ну и обратные рейсы, разумеется.
На расписании движения показывалось стрелками Вверх или Вниз по течению.
А билетики были такие картонные, где пробивалась дата рейса.
Пассажирские пароходы-теплоходы существовали практически до конца 70-х.
И остались только туристические маршруты и рейсы.
 
1958 г.:
1960 г.:
1961 г.:
1963 г.:
1967 г.:
 
1968 г.:
1982 г.:

середина 1980-х годов:
     

      Архивные фотографии с расписанием движения скоростных судов:


Купец I-й гильдии Василий Филиппович Вахонин.
Поставщик рыбы Двору Его Императорского Величества.
Владелец паромной переправы, барж и парохода «Верочка».
Вахонины жили в доме по ул.К.Маркса, 17:
Есть вопросы — кто именно на снимке?
Самого Василия Филипповича — найти не трудно.
У него было три дочери. Кто из них кто на фото — не знаю.
Одна из них — Зоя — вышла замуж за Николая Колотинского.
Николай Диомидович Колотинский — российский правовед, профессор Казанского университета, специалист в области римского права. Автор фундаментальных трудов по истории римского права….
На фото: Николай Колотинский:
Есть еще фото внучки — Юлии — она стоит в центре (фото 1933 года):

В Атласе — «Затоны и места для зимовки судов» от 1906 года
у пристаней г. Чистополя (тогда их было несколько — у каждого судовладельца своя) указано 69 амбаров.
Немало, в общем-то…:
 

Многим знакома эта фотография — «Пристань Об-ща Любимова в Чистополъ».
Пароходы общества «Иван Любимов и К» перевозили, в том числе, и пассажиров на линии «Нижний Новгород — Пермь».
В Камском бассейне общество «Иван Любимов и К» было одним из крупнейших перевозчиков.
Наравне с пароходным обществом братьев Каменских.
     Небольшое замечание к следующей фотографии — на самом деле фотограф ошибся, это пристань Вятско-Волжского пароходства (см. комментарии к посту):
В цвете (источник):
 

       Небольшое замечание к дальнейшему материалу.  Могли ли в принципе зимовать большие пароходы в нашем затоне — смотрите раздел сайта «Уровни воды Камы». Всё, что мне удалось найти в подтверждение сего — это зимовка парохода «Пермь» в 1938-1939 гг., но к этому времени уже был основан Чистопольский судостроительно-судоремонтный завод и возможно затон был углублен. Хотя, у меня есть и сомнения в его зимовке, т.к. согласно моей таблице уровней воды 1876-2020 гг. вход в затон практически пересох уже в конце июля 1938 года и до самого ледостава попасть в затон даже небольшим баржам было проблематично — возможно вход чистили ежегодно… Архивное видео о подготовке к навигации 1940 г. пароходов в нашем затоне, с конца августа 1939 года вход в затон пересох, если только не было дополнительной расчистки (что называется — не верь глазам своим!):

     Более внимательный анализа данного фильма в начале апреля 2020 г. показал, что в нём собраны кадры, которые никак не стыкуются между собой, и скорее всего, к Чистопольскому затону данный «шедевр» не имеет никакого отношения  (см. раздел «Уровни воды Камы»). 

Пароход «Кама» акционерного общества «Иван Любимов и К»
зимовал, как правило, в Чистопольском затоне.
Потому команда парохода комплектовалась (в основном) из Чистопольских речников.
Здесь, вполне вероятно — пра- и пра-пра-дедушки нынешних чистопольцев…
Фото 1907 (1908?) года (см. комментарии):

Надежда Инькова интересовалась фотографиями
команды парохода «Волга» пароходного общества «Иван Любимов и К». Пароход тоже зимовал, как правило, в Чистопольском затоне.
Потому команда парохода (матросы и кочегары, в основном) комплектовалась из Чистопольских речников.
Фото 1908 года:

Пароход «Екатеринбург» пароходного общества «Иван Любимов и К»
работал на маршруте Пермь — Нижний Новгород и, соответственно,
возил пассажиров и из Чистополя.
Несколько сезонов зимовал в нашем затоне.

Фото 1908 г. (1912 г.?):

Пароход «УралЪ» акционерного общества «Иван Любимов и К»
тоже зимовал, как правило, в Чистопольском затоне.
Потому команда парохода (матросы и кочегары, в основном, да и буфетные работники) комплектовалась из Чистопольских речников.
Здесь, вполне вероятно — пра- и пра-пра-дедушки нынешних чистопольцев…
Фото 1912 года:

Пароход «С-ПетербургЪ» акционерного общества «Иван Любимов и К»
зимовал в Чистопольском затоне только один сезон.
Команда парохода (матросы и кочегары, в основном, да и буфетные работники) комплектовалась и из Чистопольских речников.
Здесь, вполне вероятно — пра- и пра-пра-дедушки нынешних чистопольцев…
Фото 1912 года:

Добавлю ещё фотографии двух пароходов из архива Талгата. 

«И. И. Любимов»:

«Анна Степановна Любимова»:

Легко-пассажирский пароход И.И. Любимова «Кунгуръ».
Такса за провозъ пассажировъ и провозъ багажа
на линии Нижний Новгородъ — Пермь
на 1890-ый годъ:


Это было недавно… это было давно…
Самые популярные маршруты были — до Казани и до Наб. Челнов.

На своем сайте Юрий Кондрашин собрал много информации о речных пассажирских судах: фото и даже — расписания движения.
http://river-plate.ru/камские-пароходы/

Фото 1980-х (см. комментарии):

(источник):


Пристань Пароходного Общества Братьев Каменских
и служащие пристани.
Фото 1910-е:

Почтово-пассажирские пароходы Бр. Каменских.
«Такса за проездъ пассажиров и провозъ багажа»
на маршруте Нижний Новгород — Пермь.
На 1890-й год:

Расписание движения почтово-пассажирских пароходов «Бр. Каменских».
Навигация 1897 года:

Чистополь на дореволюционных открытках.
Пристань «Братьев Каменских».
Открытка 1910-е (см. комментарии):


Закат на Каме, близ Чистополя:


Панорама Камы с Мебельной. 2005 г.:


«Лунная ночь на Каме». Фото известного в городе фотографа А. Веселова:


Теплоход «Александр Фадеев»:


Это было недавно… это было давно…
Фото 1980-е:


ОМ-330.
Это было недавно…. это было давно…
Фото 1980-х:

Фото 1970-е:


Добавлю от себя вид на Каму, фото 1970-е:


Это было недавно…
Другое и, возможно, для многих более популярное место для купания.
Фото 1978 года:


Грузовой пароход с Чистопольской пропиской.
Построен в 1903 г.
Утилизирован — 1966 г.
Фото 1930-е (?) — у пристани г. Чистополя (см. комментарии):

В 1946 года получил Чистопольскую прописку немецкий грузовой пароход, прибывший нам по репарации.
«Девичья» фамилия этого парохода, 1903 года рождения — HALLE.
У нас он получил не менее романтическое имя — СТ-384.
Списан в 1966 году.
Фото 1946 года — СТ-384 у Чистопольской пристани:


Еще один немецкий теплоход (ранее пароход, потом переоборудован в дизельный) — Академик Крылов (Akademikas Krilovas) — который пополнил речной флот Чистополя по репарации.
Но уже в 1955 году. А до этого был в Литве…:


Это было недавно… это было давно…
Фото 1980-е (см. комментарии):


Это было недавно… это было давно…
На «ОМ-330» и «Муса Джалиль» ездили даже в Ульяновск.
На экскурсию.
Ульяновск — фото 1966 г. (см. комментарии):


Это было недавно… это было давно…
Фото 1970-е (см. комментарии):


Это было недавно… это было давно…
И на самом деле — вроде бы и недавно.
Но — уже давно.
Но именно таким съезд из парома в Сорочьи Горы мало кто и помнит.
Фото 1970 года:


Это было недавно… это было давно…
Вот такой вот населенный пункт — практически нет ни одного жилого дома, но многие знают и помнят.
Мурзиха.
Фото 1951 года:


Это было недавно… это было давно…
В встречном пароме — и встречались. как правило, в середине реки Камы — всегда представлялось, что там должны быть знакомые.
И даже пытались — насколько это возможно — кого-нибудь да увидеть…
Фото 1970 года:


Это было недавно… это было давно…
На пароме еще бывало — торговали семечками,
бывало и яблоки, огурцы..ягоды.
Ну если ты в шляпе — то можно и газету полистать…
Фото 1970 года:


Это было недавно… это было давно…
Фото Александра Спитковского — 1970-е:

     Попробую датировать снимок. Меляк напротив дамбы появлялся летом только в 1973, 1975 и 1976 годах (в другие годы он был под водой). На фото меляк вытянулся ниже дамбы в сторону Берняжки, значит это могут быть или все месяцы лета 1973 г., или июль-август 1975 г., когда уровень воды был ниже 600 см. Затопленная бетонная баржа на косе (она и сейчас там) — на спутниковом снимке от 8 мая 1972 г. её ещё не видно (возможно потому, что уровень воды слишком высок —827 см; а после того, как у меня появился в феврале 2021 г. снимок со спутника KH-9 от 23 июня 1974 г., на котором уровень воды составляет 866 см и баржу видно, стало понятно, что затоплена она была либо летом-осенью 1972 г., либо в аналогичный период 1973 г.), а на снимке от 10 июня 1975 г. она заметна (уровень воды 624 см). Скорее всего, фото сделано в июле-августе 1975 г.:

P.S.

      Меляк в 1960-1980 гг. появлялся при падении уровня воды до отметки 660 см и ниже. Фото оказалось от конца июня 1984 г., а баржу выбросили на меляк у дамбы летом-осенью 1973 г. — см. раздел «Уровни воды Камы».


Раньше речные трамвайчики ходили каждый час и Черепашье воспринималось как близкий пригород Чистополя.
В школьные каникулы и после первого курса жил по месяцу в палатке на Черепашье.
Примерно 150 метров от дебаркадера в сторону Красного Яра.
Каждый год на одном и том же месте.
Вернее, жили — с Раисом, другом детства.
У нас там было все обустроено — стол и скамейки, навес от дождя, место для костра…
Жили натуральным хозяйством — с утра собирали ведро малины, потом на дебаркадере продавали туристам — на Черепашье «зеленая стоянка» туристических теплоходов.
После в буфете теплохода покупали все необходимое —
чай, сахар/конфеты, консервы, пакетики для супа — с звездочками.
Это такой «доширак» семидесятых.
Ну и рыбачили, разумеется.
Друзья знали, что мы на Черепашье и как нас найти — наведовались частенько.
Уничтожали наши двух-трех дневные запасы и весело махали потом с трамвайчика.
А мы — опять утром в лес… опять дебаркадер… и т.д.
Фото — 1974 и 1976 гг.:


Как-то уже писал — что летом жил в палатке на Черепашье.
На берегу.
Несколько лет подряд по месяцу.
На фото 1977 г. — приехали «в гости» друзья — Зоя, Витя, Нина, Леша:


Это было совсем недавно.
Фото 26 июля 2013 года:


Прогулка у воды. 2006 г.:


Приближающаяся «стена дождя». Пос. Ерыклынский («Малые реки»). 2017 г.:

Фотография Веры Рыжовой из комментария — «Речка Ерыкла впадает в Каму. Лето 2019 г.»:


Закат на пристани. 2007 г.:

Фотографии из комментария Веры Рыжовой «Кама, 2019 г.»:


Весенняя Кама. Пляж:



Вид на мебельную с Камы. 2010 г.:

Фотография из комментария Веры Рыжовой «Лето 2019 г.»:


Золотая осень в пристанском лесу:


Ровесник. Галактионово. 2007 г. Ничего почти не изменилось за прошедшие годы:


Кама из пристанского леса. В скандальном фильме про Зулейху есть несколько кадров примерно с этого ракурса, снятых коптером:


Насосная станция в Змиево, 2007 г. Сохранилась ли, или на металл распилили?.. Так приятно было по этой лестнице прямо к Каме спускаться:


Печальный камень на берегу Камы между Данауровкой и Галактионово:


Интересные находки в Кубассах:


Лодочная станция, 2005 г.:



От Веры Рыжовой:

2012 г.:


Как правильно место назвать? Затрудняюсь. 🙂 Уже не мебельная, но и не Малые реки:

Фото Веры Рыжовой:


Замечательные фотографии Валерия Рыжова:


Теплоход «Анри Барбюс» и его капитаны:


Теплоход Урал в Речном порту г. Чистополь. Видео Валентины Солдатовой:


Лодочная. 2007 г.:


Лето. Кама. Закат:


Лодочная. Середина 2000-х:


Праздник Нептуна. 2009 г.:



Останки старой баржи (см. комментарии):

Фото из комментария Веры Рыжовой — остатки барж, которые огораживали лодочную станцию на Водниках, осень 2018 год:


Это было недавно.. это было давно..
Уверен — многие помнят «Гужевый Фургон» для развозки хлеба.
Фото 1976 года:


Когда-то к Чистополю был приписан «тезка» — сухогруз «Чистополь» 1957 года выпуска.
Уже не эксплуатируется.
Фото 1960-е:


Между Галактионово и Данауровкой:


Пристань.
Наладка мостков.
Фото 1950 года (см. комментарии):

      Добавлю здесь ещё одно фото Талгата, которое даёт понимание, для чего нужны были такие мостки — скорее всего, они служили основой для ленточного транспортёра.

Пристань.
Погрузка в суда.
Фото 1950 года:


Пристань.
Грузо-пассажирский дебаркадер.
Фото 1951 года:




Возле косы. 2007 г.:


«Фонтан» на пристани. 2006 г.:


Осень в пристанском лесу. 2011 г.:


Пристань.
Погрузка сухогруза «Ленинград».
Фото 1950 года:


«Казанские старости» от 2 января (20 декабря) 1914 года (см. комментарии).

«На днях в Казани было решено открыть автомобильное движение по маршруту Казань-Чистополь. Вопрос об организации постоянного пассажирского автомобильного сообщения между Казанью и Чистополем в данное время разрабатывается техническим отделом губернской земской управы. Установление и эксплуатация такого сообщения удобна еще и тем, что тракт Казань-Чистополь губернским земством почти уже оборудован. Поддерживать это сообщение предполагается несколькими автомобилями-омнибусами».

Мой комментарий к посту:

«Вчера прислали несколько листов карт РККА 1918-1919 гг. (наши военные карты хранятся в библиотеке конгресса США!), масштаб 1 см = 420 м — очень большая редкость, до сегодняшнего дня не было никакой надежды их увидеть!!! Жаль, листа на Чистополь пока нет, надеюсь, что только пока… Действительно, переправы Мурзиха-Сорочьи горы не было в то время, переправа была у Рыбной Слободы — слышал об этом, вот теперь есть доказательство этой переправы…»


Старинный Чистополь на фото.
Фото 1900-е:


Пристани Чистополя.
Фото 1900-е.
Где чья пристань расписана на сайте у Юрия Кондрашина — http://river-plate.ru


Старинный Чистополь на фото.
Пристань О-ва Любимова в Чистополе.
Все о реке Кама, пристанях и еще много чего интересного на сайте у Юрия Кондрашина — http://river-plate.ru


Старинный Чистополь на фото.
Пристани.
Фото 1900-е (см. комментарии):


Старинный Чистополь на фото.
Лесная пристань.
Фото 1900-е:


Старинный Чистополь на фото.
Хлебная пристань.
Фото 1900-е:

Старинный Чистополь на фото.
Пристань Кашиной.
Фото 1900-е (см. комментарии):
 

Старинный Чистополь на фото.
Хлебная пристань.
Фото 1900-х (см. комментарии):

Старинный Чистополь на фото.
Приток реки Камы — р. Шумбут около Чистополя.
Фото 1900-е:


Старинный Чистополь на фото.
Хлебная пристань.
Фото 1900-е.
(Спасибо Юрию Кондрашину!).
На сайте Юрия Кондрашина http://river-plate.ru — много интересного и про Старинный Чистополь и про Каму и еще много чего удивительного (см. комментарии):


Старинный Чистополь на фото.
Отвал парохода с пристани г.Чистополя.
Фото 1910-е.
(Спасибо Юрию Кондрашину).
На сайте Юрия Кондрашина http://river-plate.ru — много интересного и про Старинный Чистополь и про Каму и еще много чего удивительного:


Затон.
Фото 1970-е (см. комментарии):


Наша пристань.
Фото 1950 года:


Порт. 2006 г.:


Известный и популярный в мире немецкий кран Takraf. Чистопольский порт:


На «той» стороне:


Старинный Чистополь на фото.
Зимовка судов в затоне.
Фото 1900-е.
(Спасибо Юрию Кондрашину).
На сайте Юрия Кондрашина http://river-plate.ru — много интересного и про Старинный Чистополь и про Каму и еще много чего удивительного:
 

Старинный Чистополь на фото.
Ледоход на Каме.
Фото 1900-е.
(Спасибо Юрию Кондрашину).
На сайте Юрия Кондрашина http://river-plate.ru — много интересного и про Старинный Чистополь и про Каму и еще много чего удивительного:



Порт. 2010 г.:


Крутая гора. 2007 г.:


Это было недавно… это было давно…
Фото 1970-е? Или намного раньше? 1950-е?
Путем дискуссий и воспоминаний определили что снимок сделан до середины 1960-х (см. комментарии — год скорее всего 1967): 

Мой комментарий к посту:

«Вот за что надо сказать спасибо американским разведывательным спутникам — их снимки позволяют увидеть историю…. Первый скрин 25 августа 1963 г. — часовская лодочная есть, городской ещё нет, как нет и водниковской. Второй скрин 2 ноября 1964 г. — городская и водниковская станции введены в строй, и вроде что-то есть на месте пригородного вокзала. Третий скрин 28 июня 1967 г. — пригородный причал стоит… Фото видел где-то в Интернете — помню оно было подписано 1967 г., вот наверное это и есть верный год. Нашёл https://ok.ru/chistopoln/album/53080387420281/8169646..«:


Это было недавно… это было давно…
До нашей Красивой Пристани (до 1959 года) — была вот такая пристань.
Здесь фото не Чистопольской пристани.
Возможно, у кого-нибудь есть фото нашей пристани? (см. комментарии):

Наша Красивая Пристань (проект 628Ш, но в справочниках почему-то — проект 818).
Появилась, скорее всего, — в 1959 году (1958 года постройки).
И исчезла — ??
На самом деле исчезла — потому как справочниках пишут, что судьба неизвестна:


Г.А. Хайрнасов на капитанском мостике т/х «Георгий Седов».
Фото 1950-е (см. комментарии):


2013 г.:



Это было недавно… это было давно…
Пароходы «А.Н. Островский» и «Григорий Пирогов» у пристани г. Чистополя.
Фото 8 июля 1956 года:


Это была недавно… это было давно…
Отвал парохода «Академик Карпинский» от пристани г. Чистополя.
Фото 14 июня 1956 года:


Самое старинное фото Чистополя..
Фото 1896 года — Пристани г. Чистополя (см. комментарии):


Январь 2008 г.:


Весна на старом пляже. 2000-е:


Это было совсем недавно…
Последний из могикан, неутомимый труженик 1966 г.р.
Сейчас, в основном, только по грибным делам…
Фото 27 июля 2014 года (см. комментарии):
 

Это было совсем недавно…
Фото 27 июля 2014 года (скорее всего ошибка — 27 июля 2013 г.):
 

Рыбаки у пляжа. 2008 г.:

Крутая Гора.
Механизированная галерея для погрузки на суда.
Фото 1950-:


Пристань.
Склад емкостью 2500 тонн.
Фото 1950-е:

Пристань.
Склад купеческого типа.
Фото 1950-е:

Теперь эта прекрасная дорожка к Каме уже в частных руках, как и вся прибрежная зона:
 

2010 г.:

Мебельная. Теперь всё огорожено забором:

Лодочная. 2010 г.:


Пристань. 2010 г.:


Новый пляж. 2009 г.:


Парки. 2009 г.:


Помните названия горок в пристанском лесу?:


Морозный январский день. В лесочке за ЦРБ. 2011 г.:


Пригожий осенний денек на «трехгорке»:


«Соляные». 2009 г. Кто знает, почему это место так назвали?


Грациозная птичка в Кубассах. 2008 г.:


Нижняя команда парохода «Михаил Разумов» — бывший «Нева» об-ва «Иван Любимов и К».
Слева направо:
 Пискунов, Плюснин, Шапошников, Михеев.
Стоят — Маслицкий(?), Максимов.
Фото 1934 года.
Ну и сам пароход «Нева».
Потом «Михаил Разумов», потом «Мария Ульянова» и с 1945-года — «Победа»:


Пристань. 2007 г.:


2010 г.:


Снимки сделаны только что — но уже архив.
Уже и осень прощается с нами…
Фото — 25 октября 2020 г., мой сад:


Чистополь сто и более лет назад.
Вид с Камы.
Фото 1900-е:


Примечательное здание Вокзала Пристани.
У многих и многих Пристань ассоциируется именно с этим зданием.
Фото 2000-е:


«Зимовка». 2008 г.:


Речной порт Чистополя. 1991 г. Автор Морозов А. Б.:


Яблоки на снегу….
Фото 14 ноября 2020 года (уже архив):


Команда теплохода «Федор Гладков».
Фото 1983 года:


В прошлом году в кормушку для Пернатых подсыпал стабильно килограмм семечек в день, иногда и больше.
В этом году — пока еще чуть менее килограмма.
Уверен — прошлогодние показатели будут улучшены…
Фото 13 декабря 2020 года:


Это было здорово — прокатиться на речном трамвайчике.
Или даже целый день провести в тишине у реки…
… Частенько говорю — Было.
Это очень показательный признак возраста.
Ворчание, ностальгия по былому…
Не хотелось бы — чтоб это был очень узнаваемый признак.
А с другой стороны — действительно, Было… И порою, Жаль…
Фото 1978 года. В ожидании трамвайчика.
Дебаркадер заметный.
Уверен, все знают или узнаЮт сие место (см. комментарии):


В ожидании трамвайчика.
Приметы времени — транзисторный приемник (как мне помнится — «Селга»),
«бейсболка» из газеты…
Практически все умели складывать из газеты несколько видов головных уборов (как минимум — два) — с козырьком и без, или как треуголка…
Фото 1975 года, Черепашье (см. комментарии):


Грузовой порт.
Фото 1973 года:


Мой кот подолгу смотрит с земли на Живое Представление у кормушки.
В течение дня у меня во дворе столоваются более 150 птиц и всегда есть на что посмотреть…
Но коту кажется — что если поближе, то рассмотрит все получше.
Ан нет — поближе — представление прекращается.
И остается только облизываться.
МораЛ: Не надо совать свой нос ( усы и хвост) в чужое представление — иначе с носом и останешься (будешь облизывать свой собственный)…

Фотографировал только что. И тем не менее — уже архив:


Пару раз в день залетает Столоваться симпатяга Дятел.
Любитель сала — как оказалось.
Фото — только что, несколько минут назад.
Через окно — потому и с резкостью не ах..
Непосредственно со двора фотографировать не получается — улетает раньше синичек, и даже быстрее пугливых свиристелей:


У Дятла есть своё расписание.
Появляется в пределах 11-ти.
И потом уже после 14-ти.
Вот так — даже у Дятла! есть своё расписание.
А я не все запланированное на день успеваю сделать — возможно потому, что нет четкого расписания?!
Фото — только что… (см. комментарии): 


Этот Дятел таки научит меня строго соблюдать распорядок дня.
Поскольку свой распорядок соблюдает строго — сегодня прилетел столоваться в 10.50.
Вчера — в 11.05.
Позавчера — 10.45…
Вот… Дятел!:


Вот такой красавец — колесный буксир — совсем-совсем недавно имел Чистопольскую прописку.
Списан в 1986 году.
Фото 1955 (?) года (см. комментарии):


Команда Теплохода «Федор Гладков».
Фото 1983 года:


Еще один колесный буксир с Чистопольской пропиской.
Служили они сравнительно недолго — всего около 20 лет или чуть более.
Судьба…
Фото 1960 (?) года:

Фото из комментария Сергея Шикшина:


Геннадий Асгатович Хайрнасов в рубке ледокола «Капитан Демидов».
Фото 1986 года (см. комментарии):


Встреча артиста Александра Филиппенко с командой т/х «Вишера».
Фото 1980-е (см. комментарии):


Легендарный ОМ-330!
Только б прогуляться!
Никуда уже не надо… пионерских лагерей давно нет…
Только б прогуляться — до Берсута и обратно..
Увы…!
Фото 1973 года (см. комментарии):


Когда-то пароход «Память Вахитова» — бывший «Коммерции Советникъ» — был приписан Чистополю.
Уверен, что у многих в семейном альбоме есть фотографии связанные с этим пароходом.
Фото 1955 (?) года (см. комментарии):


   Старинный Чистополь на фото.
Пристань.
Вернее — пристани, так как каждая судоходная кампания имела свою собственную пристань.
Фото 1910-е (см. комментарии):


Сбор и переработка садовых (и огородных) радостей не прекращается.
Малина нынче мелковата. Да и сохнет на кустах быстро.
А вот вишни много.
Это тот случай — когда урожай определяешь не килограммами, а ведрами.
Фото 16 июля 2021 года (пополнило архив):


Чистополь на дореволюционных открытках.
Фото 1910-е. Фото забирайте себе, пожалуйста — такая открытка еще по интернету не гуляет:


Чистополь на дореволюционных открытках.
Пристань Пароходства И.И. Любимова.
Фото начала 1900-х. Фото забирайте себе, пожалуйста — такая открытка еще по интернету не гуляет:


Ворота в речной город.
Была когда-то у нас такая красавица.
Фото 1960-е:


Фото нашей Красивой Пристани встречаются редко.
Очень редко.
И те фотографии, что гуляют по сетям или просто в интернете. — знакомы многим.
Фото 1960-е. Редкое фото. Но и качество совсем не ах… (см. комментарии):


Весна!!
Вот уже и Коты прилетели…
Фото 7 марта 2022 года (уже архив):


Берсут. Дом Отдыха.
В те далекие-недалекие времена очень популярный.
Были даже путевки выходного дня…
Фото 1983-85 гг. (см. комментарии):


Берсут.
Пляж.
Фото 1983-85 гг. (см. комментарии):


Самая первая (или — самая старинная) на сегодняшний день фотография пристаней города Чистополя. (Спасибо Сергею Макарову!)
Фото 13 августа 1898 года (см. комментарии):


Пристань г. Чистополя.
Скорее всего, имена та, что стояла чуть повыше торгового порта:


Листаю страницы газеты «Ленинский Путь» — 1975:


Листаю страницы газеты «Ленинский Путь» — 1975.
Лодочная станция часового завода:


«Метеор» (если правильно помню — «Метеор-89») приближается к Чистополю.
Фото 16 августа 1982 года:


Листаю страницы газеты «Ленинский Путь» — 1964.
Уверен, что у многих есть фотографии пристани былых времен.
И еще — очень нужны фотографии школ №8 и №12.
Пожалуста..! (см. комментарии):


Свиристели пугливые — их очень сложно фотографировать.
Только когда тебя совсем не видно — они прилетают лакомиться.
И через приоткрытые ворота возможно по-быстрому сделать хоть какие-то снимки (см. комментарии):


Мои Пернатые Гости ежегодно употребляют более 100 кг семечек.
Гости — в основном, синицы, несколько менее воробьи.
Но гостят и снегири.
И даже дятлы…
Синички берут семечку и улетают догрызать или на соседнюю ветку или же на другое дерево.
А снегирь как сядет на кормушку — так сидит.
И вот стараются снегири прогнать Краснопузого, и так и сяк.
И с этой стороны… и с другой… А он сидит!!
…Через пару минут Снегирь улетел, разумеется…
Или настойчивость и смелость Синичек, или просто наелся.
Сейчас кормушки делаю из 5-ти литровой бутыли.
И места хватает всем.
Фото 4 марта 2017 года:


Свиристели прилетают стаей.
На улице перед домом три яблоньки-китайки.
И почему-то сидят только на одной яблоньке. Штук 30.
На других яблоньках не сидят — хотя они рядом.
А часть стаи — даже более 30-ти — сидит на деревьях в пределах 50-ти метров.
Потом одна часть улетает, а другая прилетает… и так далее.
Фото и видео — 6 марта 2023:


Свиристелям помогают снегири.
Тоже любят китайками полакомиться.
Но в сравнении со свиристелями их совсем мало — всего три-четыре-пять.
Фото 6 марта 2023 года:


Перебираю свой архив:
— Листаю страницы газеты «Ленинский Путь» — 1976.
Черепашье.
И моя палатка там стояла ежегодно. И в том году тоже.
Ровно месяц (июль) каждый год — в 1973, 1974 и 1976 гг. (см. комментарии):


Черепашье.
Моя палаточная жизнь.
В школьные каникулы и студенческие — после первого курса — месяц на берегу…в тишине… у костра…
Фото 1976 года — Раис с супругой у меня в гостях.
Друзья знали, что я завис на месяц за Камой, и периодически наведывались:


Кот встречает (или провожает) туристов.
Фото 2009 года:


Черепашье.
Моя палаточная жизнь.
Фото 1976 года:


Наша красавица!
Фото 1970-е (см. комментарии):

         Добавлю от себя — вот оригинал фото (автор Пажаев А., 1975 г.)


Черепашье.
Робинзониада.
Фото 1974 года:


Это которая из лодочных станций — КБО или ЧЧЗ?
Фото 1980-е (см. комментарии).

От себя добавлю — это лодочная станция на Водниках, фото скорее всего сделано в 1977 г. — http://retromap.ru/1419773_z18_55.386703,50.662368:


Наша Красавица!
Фото 1976 года:


Весьма неплохой улов рыбака Михаила Андрианова.
Фото 12 августа 1932 года (см. комментарии):


В дни летних каникул палаточная жизнь на берегу была по месяцу.
А когда рассказывал о прелестях времяпровождения на берегу…. о бесчисленности и звезд на ночном небе и комаров — друзья зажигались — мол тоже хотим.
И потом уже с ними два-три дня кормил комаров.

Океан-205 — мой ночной Шахрезад во времена Робинзониады на Черепашье (то бишь месяц палаточной жизни).
В основном — музыкальный Шахрезад.
Но иногда ловил и не совсем наши голоса, или даже — совсем не наши….
Фото 1976 года. Я здесь как Прометей — охраняю огонь…:


С утра во дворе хоровод.
Хоровод пернатых у кормушки — синицы, воробьи, снегири и даже свиристели.
Пернатым Зимой сложно.
Надо помогать….
За сезон (до середины апреля) — употребляют до 100 кг семечек.
В этом году, наверное, чуть поменьше будет — килограмм 80.
Хотя еще 4 месяца… (см. комментарии):

Служащие Чистопольского агенства «Купеческого пароходства».
Фото 1912 года:

Пост Сергея Кронберга от 17 января 2024 г.:
 
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя — это про Чистополь. Нет слов, одни проклятия и… восторги. Как же красива ночная метель, когда ураганный ветер срывает с крыш, несет и бросает тебе в лицо мелкое крошево снега! Летит снежная пелена мимо фонарей, упрямо пробивающих своим светом тьму ночи, взвивается вихрем над дорогой, чтобы распасться на миллиарды колючих, колких белых осколков и исчезнуть вдали. Тузик позировать отказался. Не передает фотография эту страшную красоту, но ничего, скоро отремонтируют мою любимую камеру…:

Пост Сергея Кронберга от 23 января 2024 г.:
 
Буря, бушевавшая над Чистополем в минувшие выходные, запомнится надолго. Снега за эти три дня выпало столько, сколько и в некоторые целые зимы не выпадает. По крайней мере сосед в возрасте 84 лет сказал, что не помнит такого снегопада. Вот последствия урагана. снятые на следующий день, в понедельник. Тузик потерялся где-то среди извилистых дорожек:

В былом читал много.
И книги, и толстые журналы.
Из приоритетных толстых журналов — это «Мир» и «Иностранная Литература».
Один из значимых романов — «Немного солнца в холодной воде» — Франсуаза Саган.
А кто знал и знает еще и другие произведения?
Фото 12 февраля 2024 года. Немного снега в ежедневной суете:
 

Прилетели — улетели…
— Прилетели — улетели…
— Прилетели — улетели…
Вот так целый день!:

Ежегодно птички с кормушки во дворе потребляют до 100 кг семечек.
В этом году получается, наверное, несколько поменьше…
Но — тем не менее — очереди на кормушку регулярно образуются.
В данном случае — синички: 
 

И опять репортаж о моей кормушки.
В глазах Синички можно рассмотреть Счастье…
Часто для Счастья нужно совсем немного — Внимание и Забота.
В данном случае Внимание и Забота в виде семечек в кормушке:
 

Эх, было время!
На трамвайчике!
На ОМке или «Муса Джалиль»!
Да на Черепашье или даже на Берсут!
Просто прокатиться… просто прогуляться…
К тому же — можно встретить кучу друзей и знакомых..
Фото 1980 (81-?) года:
 

Пост Сергея Кронберга от 16 марта 2024 г.:
О пользе ранних прогулок. Спасибо Тузику:
 

Пост Сергея Кронберга от 11 апреля 2024 г.:
 
        Весна — быстротекущее, стремительное время. Вчерашние события завтра уже не актуальны, а позавчерашние — уже и позабыты. Спешу, пока на них еще кто-то обратит внимание, показать фотографии, которые я сделал как раз позавчера ранним утром. Спасибо Тузику (Негодяй! Опять рано разбудил!) Иногда думаю, может не стоит все фотографии сразу выкладывать, может надо ограничится одной, двумя? Если честно, они мне самому нравятся, несмотря на то, что ВК безбожно режет качество. Люблю снимать туман. Есть в нем какая-то недосказанность, которая оставляет надежду на лучшее:
 
 

Чистополь. Затон.
Река открылась….
Фото (открытка) 1910-е:

Дятлы гостят часто.
Но не всегда получается гостей запечатлеть.
А это ровно десять лет назад — день в день.
Фото 15 апреля 2014 года. Инспектирует старые яблони…:
 
 

Крокусы.
Фото 13 апреля 2016 года: