Мы все любим путешествовать.
Раньше большинство путешествий начиналось
именно с Пристани.
Раньше в Чистополе была красивая, статусная пристань.
Только крупные города в то время имели такую же пристань —
Волгоград, Самара, Ярославль..
«Театр начинается с вешалки» — так и город начинается с пристани.
И «вешалка» в Чистополе была очень даже симпатичной:

Фото пристани 1967 г. (1970-е?, см. комментарии):

Фото 1970-1980 гг.:

(см. комментарии):

(источник):

Ещё одна пристань города, стояла там, где сейчас расположен новый пляж, служила для пригородной линии, курсировали на ней «речные трамвайчики»:

(источник):

(источник):

Встреча детей из пионерлагеря.
Родители детей встречали не у ворот лагеря, а у пригородной пристани.
Трамвайчик, что детей привозил — как правило «Муса Джалиль» — я так помню…
Не помню, чтоб ОМ-330 привозил или отвозил…:     

Фотография пригородной пристани — из фотоальбома Айдара Альгизовича «Чистополье»:


Вокзал пристани г. Чистополя. Фото — 1950-е.
Уверен, наш вокзал помнят многие…:
Культбаза Пристани:
     В цвете (источник):
     Добавлю, что в начале 20 века в этом здании находился ресторан «Александр», ниже два скрина со скана фотографии прибрежной полосы у пристаней различных владельцев (см. «Уровни воды Камы»):

Это было очень удобно — вечером сел на пароход
и утром уже в Казани.
Что мы и делали не раз с другом.
И обратно уже — вечером из Казани и утром в Чистополе.
Помню еще, что один пароходов на котором добирались до Казани, —
назывался «Кама».

У нас останавливались пароходы (и теплоходы)
маршрутов:
— Пермь — Москва
— Пермь — Астрахань
— Пермь — Ростов
— Уфа — Москва
— Уфа — Астрахань
Несколько сезонов были еще рейсы — Пермь-Горький…
Ну и обратные рейсы, разумеется.
На расписании движения показывалось стрелками Вверх или Вниз по течению.
А билетики были такие картонные, где пробивалась дата рейса.
Пассажирские пароходы-теплоходы существовали практически до конца 70-х.
И остались только туристические маршруты и рейсы.
1958 г.:
1960 г.:
1961 г.:
1963 г.:
1967 г.:
1968 г.:
1982 г.:
середина 1980-х годов:
    Добавлю к следующим фотографиям Талгата небольшой свой комментарий. Скоростные суда на Каме — это отдельная «песня», все детские впечатления связаны с летящими по воде «Ракетами» и «Метеорами». В моей памяти до сих пор живы поездки на «Ракетах» под номерами 120 и 189 в деревню Камские Поляны на летние каникулы к бабушке в 1970-1974 годах (сколько лет прошло, а номера  «Ракет» помню!). Всё путешествие от Чистополя до Камских Полян занимало немногим более часа, я практически всё время в поездке проводил на открытой корме «Ракеты» — завораживала картина «геометрии» бурунов, вырывавшихся из под крыльев судна и огромный «бугор» воды, образованный при их слиянии между собой! Сие вдохновляло на рисунки «Ракет» и «Метеоров» в детских альбомах — помню не мог понять, почему у большего по размеру «Метеора» «бугорок» практически не заметен позади судна, однако их я всегда насчитывал как минимум три, тогда как у «Ракеты» был один, но гораздо больший по высоте. На первом видео отлично видно «формирование» бугра у «Ракеты» начиная с момента движения (с 2:20 он виден «во всей красе»), на втором — аналогичный кормовой след «Метеора»:  


     Из досок вырезал различные формы кормы и делал «испытания» в садовом баке, пытаясь понять причину разной «геометрии» бугорков — в результате многочисленных попыток удалось найти объяснение сему факту, помню как был горд собой! Конечно, впечатляла скорость движения этих судов по воде — из выпускавшихся тогда лодок только катер «Амур» мог иметь сопоставимую с ними скорость, во время поездок я при каждом удобном случае заводил разговор с матросом-механиком, главный свой вопрос 10-летнего мальчишки хорошо помню — «Кто кого обгонит на прямой — «Ракета» или «Метеор»?». Помню, что мать старалась брать билет на «Ракету-120», там работал её знакомый и мне разрешалось на ней перевозить с собой в деревню велосипед «Школьник», на просторах сети нашёл её фото (источник):
     А вот на «Метеоре» довелось всего лишь раз прокатиться от Чистополя до Казани в 1985 г. Исторический материал о создании скоростного флота в СССР можно почитать в следующих статьях: «Обескрыленная «Ракета»», «История советских судов на подводных крыльях», «Кометы на воде: Скоростное судостроение в СССР и России».  На своём катере «САЛЮТ-480» установил на передней мачте панорамное зеркало — взглядом периодически оцениваю свой кормовой след с «бугорком», детские впечатления до сих пор живы… А теперь архивные фотографии с расписанием движения скоростных судов:
 
 
   
         

Купец I-й гильдии Василий Филиппович Вахонин.
Поставщик рыбы Двору Его Императорского Величества.
Владелец паромной переправы, барж и парохода «Верочка».
Вахонины жили в доме по ул.К.Маркса, 17:
Есть вопросы — кто именно на снимке?
Самого Василия Филипповича — найти не трудно.
У него было три дочери. Кто из них кто на фото — не знаю.
Одна из них — Зоя — вышла замуж за Николая Колотинского.
Николай Диомидович Колотинский — российский правовед, профессор Казанского университета, специалист в области римского права. Автор фундаментальных трудов по истории римского права….
На фото: Николай Колотинский:
Есть еще фото внучки — Юлии — она стоит в центре (фото 1933 года):

В Атласе — «Затоны и места для зимовки судов» от 1906 года
у пристаней г. Чистополя (тогда их было несколько — у каждого судовладельца своя) указано 69 амбаров.
Немало, в общем-то…:

Многим знакома эта фотография — «Пристань Об-ща Любимова в Чистополъ».
Пароходы общества «Иван Любимов и К» перевозили, в том числе, и пассажиров на линии «Нижний Новгород — Пермь».
В Камском бассейне общество «Иван Любимов и К» было одним из крупнейших перевозчиков.
Наравне с пароходным обществом братьев Каменских.
     Небольшое замечание к следующей фотографии — на самом деле фотограф ошибся, это пристань Вятско-Волжского пароходства (см. комментарии к посту):
     В цвете (источник):
В цвете (источник):

       Небольшое замечание к дальнейшему материалу.  Могли ли в принципе зимовать большие пароходы в нашем затоне — смотрите раздел сайта «Уровни воды Камы». Всё, что мне удалось найти в подтверждение сего — это зимовка парохода «Пермь» в 1938-1939 гг., но к этому времени уже был основан Чистопольский судостроительно-судоремонтный завод и возможно затон был углублен. Хотя, у меня есть и сомнения в его зимовке, т.к. согласно моей таблице уровней воды 1876-2020 гг. вход в затон практически пересох уже в конце июля 1938 года и до самого ледостава попасть в затон даже небольшим баржам было проблематично — возможно вход чистили ежегодно… Архивное видео о подготовке к навигации 1940 г. пароходов в нашем затоне, с конца августа 1939 года вход в затон пересох, если только не было дополнительной расчистки (что называется — не верь глазам своим!):

     Более внимательный анализа данного фильма в начале апреля 2020 г. показал, что в нём собраны кадры, которые никак не стыкуются между собой, и скорее всего, к Чистопольскому затону данный «шедевр» не имеет никакого отношения  (см. раздел «Уровни воды Камы»). 

Пароход «Кама» акционерного общества «Иван Любимов и К»
зимовал, как правило, в Чистопольском затоне.
Потому команда парохода комплектовалась (в основном) из Чистопольских речников.
Здесь, вполне вероятно — пра- и пра-пра-дедушки нынешних чистопольцев…
Фото 1907 (1908?) года (см. комментарии):

В цвете (источник):

В цвете (источник):

Надежда Инькова интересовалась фотографиями
команды парохода «Волга» пароходного общества » Иван Любимов и К». Пароход тоже зимовал, как правило, в Чистопольском затоне.
Потому команда парохода (матросы и кочегары, в основном) комплектовалась из Чистопольских речников.
Фото 1908 года:

Пароход «Екатеринбург» пароходного общества «Иван Любимов и К»
работал на маршруте Пермь — Нижний Новгород и, соответственно,
возил пассажиров и из Чистополя.
Несколько сезонов зимовал в нашем затоне.

Фото 1908 г. (1912 г.?):

Пароход «УралЪ» акционерного общества «Иван Любимов и К»
тоже зимовал, как правило, в Чистопольском затоне.
Потому команда парохода (матросы и кочегары, в основном, да и буфетные работники) комплектовалась из Чистопольских речников.
Здесь, вполне вероятно — пра- и пра-пра-дедушки нынешних чистопольцев…
Фото 1912 года:

Пароход «С-ПетербургЪ» акционерного общества «Иван Любимов и К»
зимовал в Чистопольском затоне только один сезон.
Команда парохода (матросы и кочегары, в основном, да и буфетные работники) комплектовалась и из Чистопольских речников.
Здесь, вполне вероятно — пра- и пра-пра-дедушки нынешних чистопольцев…
Фото 1912 года:

Добавлю ещё фотографии двух пароходов из архива Талгата. 

«И. И. Любимов»:

«Анна Степановна Любимова»:


Это было недавно… это было давно…
Самые популярные маршруты были — до Казани и до Наб. Челнов.

На своем сайте Юрий Кондрашин собрал много информации о речных пассажирских судах: фото и даже — расписания движения.
http://river-plate.ru/камские-пароходы/

Фото 1980-х (см. комментарии):

(источник):


Пристань Пароходного Общества Братьев Каменских
и служащие пристани.
Фото 1910-е:

Расписание движения почтово-пассажирских пароходов «Бр. Каменских».
Навигация 1897 года:


Закат на Каме, близ Чистополя:


Панорама Камы с Мебельной. 2005 г.:


«Лунная ночь на Каме». Фото известного в городе фотографа А. Веселова:


Теплоход «Александр Фадеев»:


Это было недавно… это было давно…
Фото 1980-е:


ОМ-330.
Это было недавно…. это было давно…
Фото 1980-х:

(источник):

Фото 1970-е:

(источник):


Добавлю от себя вид на Каму, фото 1970-е:


Это было недавно…
Другое и, возможно, для многих более популярное место для купания.
Фото 1978 года:


Грузовой пароход с Чистопольской пропиской.
Построен в 1903 г.
Утилизирован — 1966 г.
Фото 1930-е (?) — у пристани г. Чистополя (см. комментарии):


Это было недавно… это было давно…
Фото 1980-е (см. комментарии):


Это было недавно… это было давно…
На «ОМ-330» и «Муса Джалиль» ездили даже в Ульяновск.
На экскурсию.
Ульяновск — фото 1966 г. (см. комментарии):


Это было недавно… это было давно…
Фото 1970-е (см. комментарии):


Это было недавно… это было давно…
И на самом деле — вроде бы и недавно.
Но — уже давно.
Но именно таким съезд из парома в Сорочьи Горы мало кто и помнит.
Фото 1970 года:


Это было недавно… это было давно…
Вот такой вот населенный пункт — практически нет ни одного жилого дома, но многие знают и помнят.
Мурзиха.
Фото 1951 года:


Это было недавно… это было давно…
В встречном пароме — и встречались. как правило, в середине реки Камы — всегда представлялось, что там должны быть знакомые.
И даже пытались — насколько это возможно — кого-нибудь да увидеть…
Фото 1970 года:


Это было недавно… это было давно…
На пароме еще бывало — торговали семечками,
бывало и яблоки, огурцы..ягоды.
Ну если ты в шляпе — то можно и газету полистать…
Фото 1970 года:


Это было недавно… это было давно…
Фото Александра Спитковского — 1970-е:

     Попробую датировать снимок. Меляк напротив дамбы появлялся летом только в 1973, 1975 и 1976 годах (в другие года он был под водой). На фото меляк вытянулся ниже дамбы в сторону Берняжки, значит это могут быть или все месяцы лета 1973 г., или июль-август 1975 г., когда уровень воды был ниже 600 см. Затопленная бетонная баржа на косе (она и сейчас там) — на спутниковом снимке от 8 мая 1972 г. её ещё не видно (возможно потому, что уровень воды слишком высок — 827 см), а на снимке от 10 июня 1975 г. она заметна (уровень воды 624 см). Скорее всего, фото сделано в июле-августе 1975 г.:


Раньше речные трамвайчики ходили каждый час и Черепашье воспринималось как близкий пригород Чистополя.
В школьные каникулы и после первого курса жил по месяцу в палатке на Черепашье.
Примерно 150 метров от дебаркадера в сторону Красного Яра.
Каждый год на одном и том же месте.
Вернее, жили — с Раисом, другом детства.
У нас там было все обустроено — стол и скамейки, навес от дождя, место для костра…
Жили натуральным хозяйством — с утра собирали ведро малины, потом на дебаркадере продавали туристам — на Черепашье «зеленая стоянка» туристических теплоходов.
После в буфете теплохода покупали все необходимое —
чай, сахар/конфеты, консервы, пакетики для супа — с звездочками.
Это такой «доширак» семидесятых.
Ну и рыбачили, разумеется.
Друзья знали, что мы на Черепашье и как нас найти — наведовались частенько.
Уничтожали наши двух-трех дневные запасы и весело махали потом с трамвайчика.
А мы — опять утром в лес… опять дебаркадер… и т.д.
Фото — 1974 и 1976 гг.:


Как-то уже писал — что летом жил в палатке на Черепашье.
На берегу.
Несколько лет подряд по месяцу.
На фото 1977 г. — приехали «в гости» друзья — Зоя, Витя, Нина, Леша:


Это было совсем недавно.
Фото 26 июля 2013 года:


Прогулка у воды. 2006 г.:


Приближающаяся «стена дождя». Пос. Ерыклынский («Малые реки»). 2017 г.:

Фотография Веры Рыжовой из комментария — «Речка Ерыкла впадает в Каму. Лето 2019 г.»:


Закат на пристани. 2007 г.:

Фотографии из комментария Веры Рыжовой «Кама, 2019 г.:


Весенняя Кама. Пляж:



Вид на мебельную с Камы. 2010 г.:

Фотография из комментария Веры Рыжовой «Лето 2019 г.»:


Золотая осень в пристанском лесу:


Ровесник. Галактионово. 2007 г. Ничего почти не изменилось за прошедшие годы:


Кама из пристанского леса. В скандальном фильме про Зулейху есть несколько кадров примерно с этого ракурса, снятых коптером:


Насосная станция в Змиево, 2007 г. Сохранилась ли, или на металл распилили?.. Так приятно было по этой лестнице прямо к Каме спускаться:


Печальный камень на берегу Камы между Данауровкой и Галактионово:


Интересные находки в Кубассах:


Лодочная станция, 2005 г.:



От Веры Рыжовой:

2012 г.:


Как правильно место назвать? Затрудняюсь. 🙂 Уже не мебельная, но и не Малые реки:

Фото Веры Рыжовой:


Замечательные фотографии Валерия Рыжова:


Теплоход «Анри Барбюс» и его капитаны:


Теплоход Урал в Речном порту г. Чистополь. Видео Валентины Солдатовой:


Лодочная. 2008 г.:


Лето. Кама. Закат:


Лодочная. Середина 2000-х:


Реконструкция собора, два времени года:


     Известная программа «Диалоги о рыбалке» в наших краях. …»Поймать камского леща сложно, но можно! Хорошо подготовленные рыбаки прибывают на левый берег реки. Купив на местном рыболовном рынке новые снасти и удочки, они уверены, что все пойдет как по маслу. Но природа на Каме капризна, и в первый день герои остаются без заветного трофея. Найдут ли они в себе силы не опустить руки?»:


Праздник Нептуна. 2009 г.:



Останки старой баржи (см. комментарии):

Фото из комментария Веры Рыжовой — остатки барж, которые огораживали лодочную станцию на Водниках, осень 2018 год:


Это было недавно.. это было давно..
Уверен — многие помнят «Гужевый Фургон» для развозки хлеба.
Фото 1976 года:


Когда-то к Чистополю был приписан «тезка» — сухогруз «Чистополь» 1957 года выпуска.
Уже не эксплуатируется.
Фото 1960-е:


Между Галактионово и Данауровкой:


Пристань.
Наладка мостков.
Фото 1950 года (см. комментарии):

      Добавлю здесь ещё одно фото Талгата, которое даёт понимание, для чего нужны были такие мостки — скорее всего, они служили основой для ленточного транспортёра.

Пристань.
Погрузка в суда.
Фото 1950 года:


Пристань.
Грузо-пассажирский дебаркадер.
Фото 1951 года:




Возле косы. 2007 г.:


«Фонтан» на пристани. 2006 г.:


Осень в пристанском лесу. 2011 г.:


Пристань.
Погрузка сухогруза «Ленинград».
Фото 1950 года:

 


«Казанские старости» от 2 января (20 декабря) 1914 года (см. комментарии).

«На днях в Казани было решено открыть автомобильное движение по маршруту Казань-Чистополь. Вопрос об организации постоянного пассажирского автомобильного сообщения между Казанью и Чистополем в данное время разрабатывается техническим отделом губернской земской управы. Установление и эксплуатация такого сообщения удобна еще и тем, что тракт Казань-Чистополь губернским земством почти уже оборудован. Поддерживать это сообщение предполагается несколькими автомобилями-омнибусами».

Мой комментарий к посту:

«Вчера прислали несколько листов карт РККА 1918-1919 гг. (наши военные карты хранятся в библиотеке конгресса США!), масштаб 1 см = 420 м — очень большая редкость, до сегодняшнего дня не было никакой надежды их увидеть!!! Жаль, листа на Чистополь пока нет, надеюсь, что только пока… Действительно, переправы Мурзиха-Сорочьи горы не было в то время, переправа была у Рыбной Слободы — слышал об этом, вот теперь есть доказательство этой переправы…»


Старинный Чистополь на фото.
Фото 1900-е:


Пристани Чистополя.
Фото 1900-е.
Где чья пристань расписана на сайте у Юрия Кондрашина — http://river-plate.ru


Старинный Чистополь на фото.
Пристань О-ва Любимова в Чистополе.
Все о реке Кама, пристанях и еще много чего интересного на сайте у Юрия Кондрашина — http://river-plate.ru


Старинный Чистополь на фото.
Пристани.
Фото 1900-е (см. комментарии):


Старинный Чистополь на фото.
Лесная пристань.
Фото 1900-е:


Старинный Чистополь на фото.
Хлебная пристань.
Фото 1900-е:

Старинный Чистополь на фото.
Пристань Кашиной.
Фото 1900-е (см. комментарии):

Старинный Чистополь на фото.
Хлебная пристань.
Фото 1900-х (см. комментарии):

Старинный Чистополь на фото.
Приток реки Камы — р. Шумбут около Чистополя.
Фото 1900-е:


Старинный Чистополь на фото.
Хлебная пристань.
Фото 1900-е.
(Спасибо Юрию Кондрашину!).
На сайте Юрия Кондрашина http://river-plate.ru — много интересного и про Старинный Чистополь и про Каму и еще много чего удивительного (см. комментарии):


Старинный Чистополь на фото.
Отвал парохода с пристани г.Чистополя.
Фото 1910-е.
(Спасибо Юрию Кондрашину).
На сайте Юрия Кондрашина http://river-plate.ru — много интересного и про Старинный Чистополь и про Каму и еще много чего удивительного:


Затон.
Фото 1970-е (см. комментарии):


Наша пристань.
Фото 1950 года:


Порт. 2006 г.:


Известный и популярный в мире немецкий кран Takraf. Чистопольский порт:


На «той» стороне:



Старинный Чистополь на фото.
Зимовка судов в затоне.
Фото 1900-е.
(Спасибо Юрию Кондрашину).
На сайте Юрия Кондрашина http://river-plate.ru — много интересного и про Старинный Чистополь и про Каму и еще много чего удивительного:

Старинный Чистополь на фото.
Ледоход на Каме.
Фото 1900-е.
(Спасибо Юрию Кондрашину).
На сайте Юрия Кондрашина http://river-plate.ru — много интересного и про Старинный Чистополь и про Каму и еще много чего удивительного:



Порт. 2010 г.:


Крутая гора. 2007 г.:


Это было недавно… это было давно…
Фото 1970-е? Или намного раньше? 1950-е?
Путем дискуссий и воспоминаний определили что снимок сделан до середины 1960-х (см. комментарии — год скорее всего 1967): 

Мой комментарий к посту:

«Вот за что надо сказать спасибо американским разведывательным спутникам — их снимки позволяют увидеть историю…. Первый скрин 25 августа 1963 г. — часовская лодочная есть, городской ещё нет, как нет и водниковской. Второй скрин 2 ноября 1964 г. — городская и водниковская станции введены в строй, и вроде что-то есть на месте пригородного вокзала. Третий скрин 28 июня 1967 г. — пригородный причал стоит… Фото видел где-то в Интернете — помню оно было подписано 1967 г., вот наверное это и есть верный год. Нашёл https://ok.ru/chistopoln/album/53080387420281/8169646..«:


Это было недавно… это было давно…
До нашей Красивой Пристани (до 1959 года) — была вот такая пристань.
Здесь фото не Чистопольской пристани.
Возможно, у кого-нибудь есть фото нашей пристани? (см. комментарии):

Наша Красивая Пристань (проект 628Ш, но в справочниках почему-то — проект 818).
Появилась, скорее всего, — в 1959 году (1958 года постройки).
И исчезла — ??
На самом деле исчезла — потому как справочниках пишут, что судьба неизвестна:


Г.А. Хайрнасов на капитанском мостике т/х «Георгий Седов».
Фото 1950-е (см. комментарии):


2013 г.:



Это было недавно… это было давно…
Пароходы «А.Н. Островский» и «Григорий Пирогов» у пристани г. Чистополя.
Фото 8 июля 1956 года:


Это была недавно… это было давно…
Отвал парохода «Академик Карпинский» от пристани г. Чистополя.
Фото 14 июня 1956 года:


Самое старинное фото Чистополя..
Фото 1896 года — Пристани г. Чистополя (см. комментарии):


Январь 2008 г.:


Весна на старом пляже. 2000-е:


Это было совсем недавно…
Последний из могикан, неутомимый труженик 1966 г.р.
Сейчас, в основном, только по грибным делам…
Фото 27 июля 2014 года (см. комментарии):

Это было совсем недавно…
Фото 27 июля 2014 года:

Рыбаки у пляжа. 2008 г.:

Крутая Гора.
Механизированная галерея для погрузки на суда.
Фото 1950-:


Пристань.
Склад емкостью 2500 тонн.
Фото 1950-е:

Пристань.
Склад купеческого типа.
Фото 1950-е:

Теперь эта прекрасная дорожка к Каме уже в частных руках, как и вся прибрежная зона:

2010 г.:

Мебельная. Теперь всё огорожено забором:

Лодочная. 2010 г.:


Пристань. 2010 г.:


Новый пляж. 2009 г.:


Парки. 2009 г.:


Помните названия горок в пристанском лесу?:


Морозный январский день. В лесочке за ЦРБ. 2011 г.:


Пригожий осенний денек на «трехгорке»:


«Соляные». 2009 г. Кто знает, почему это место так назвали?


Грациозная птичка в Кубассах. 2008 г.:


Нижняя команда парохода «Михаил Разумов» — бывший «Нева» об-ва «Иван Любимов и К».
Слева направо:
 Пискунов, Плюснин, Шапошников, Михеев.
Стоят — Маслицкий(?), Максимов.
Фото 1934 года.
Ну и сам пароход «Нева».
Потом «Михаил Разумов», потом «Мария Ульянова» и с 1945-года — «Победа»:


Пристань. 2007 г.:


2010 г.: