Суда на подводных крыльях (СПК) — это отдельная «песня», все детские впечатления связаны с летящими по воде «Ракетами» и «Метеорами». В моей памяти до сих пор живы поездки на «Ракетах» под номерами 120 и 189 в деревню Камские Поляны на летние каникулы к бабушке в 1970-1974 годах (сколько лет прошло, а номера  «Ракет» помню!). Путешествие от Чистополя до Камских Полян занимало немногим более часа, я практически всё время в поездке проводил на открытой корме «Ракеты» — завораживала картина «геометрии» бурунов, вырывавшихся из под крыльев судна и огромный «бугор» воды, образованный при их слиянии между собой! Сие вдохновляло на рисунки «Ракет» и «Метеоров» в детских альбомах — помню не мог понять, почему у большего по размеру «Метеора» «бугорок» практически не заметен позади судна, однако их я всегда насчитывал как минимум три, тогда как у «Ракеты» был один, но гораздо больший по высоте. На трёх первых видео «Ракета» и её кормовой след, на четвёртом и пятом — кормовой след «Метеора»:

       Из досок вырезал различные формы кормы и делал «испытания» в садовом баке, пытаясь понять причину разной «геометрии» бугорков — в результате многочисленных попыток удалось найти объяснение сему факту, помню как был горд собой! Конечно, впечатляла скорость движения этих судов по воде — из выпускавшихся тогда лодок только катер «Амур» мог иметь сопоставимую с ними скорость, во время поездок я при каждом удобном случае заводил разговор с матросом-механиком, главный свой вопрос 10-летнего мальчишки хорошо помню — «Кто кого обгонит на прямой — «Ракета» или «Метеор»?». Помню, что мать старалась брать билет на «Ракету-120», там работал её знакомый и мне разрешалось на ней перевозить с собой в деревню велосипед «Школьник», на просторах сети нашёл её фото (источник):
         
       А это «Ракета-189» (источник — нашёл 29 июня 2023 г.):
       Несколько последних фотографий «Ракеты-185» и «Ракеты-191» на Москве-реке в августе 2015 г. можно посмотреть здесь.
          А вот на «Метеоре» довелось всего лишь раз прокатиться от Чистополя до Казани в 1985 г. — выхода на корму у него нет. Исторический материал о создании скоростного флота в СССР можно почитать в следующих статьях:
       На своём катере «САЛЮТ-480» установил на передней мачте панорамное зеркало — взглядом периодически оцениваю свой кормовой след с «бугорком», детские впечатления до сих пор живы…

       Красивые видео «Ракеты» и «Метеора» с коптера:

        СПК второго поколения «Восход» — это прямой приемник «Ракеты» (у него также был один двигатель как и у «Ракеты», но на борт он брал немного больше — 71 пассажира, «Ракета» же могла перевезти 66 пассажиров «Восход — последний советский»), но у нас на Каме мне их не доводилось видеть — в основном, эти суда работали на Волге. Несколько видео с кормовым следом «Восхода» — его «бугор» сопоставим по высоте и длине с «бугром» «Ракеты»:

      Фото «Восхода» на маршруте «Самара-Тольятти-Самара» (источник, кликабельно) 23 июля 2017 г.:

        Фото от 27 мая 2017 г. (кликабельно):

         Видео от 30 июня 2020 г., которое тронуло меня до глубины души (дополнительно по теме здесь):

      Ещё несколько интересных видео с официального канала ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеевастроительство первого СПК «Валдай 45Р» было начато в мае 2015 г., спущено на воду 28 сентября 2017 г., второе судно заложено 28 сентября 2017 г., а 5 мая 2017 г. оно было спущено на воду (источник), серийное производство начато в 2019 г.:

        Красивое видео от 19 мая 2022 г.:

        Вид с коптера:

   

     За последние несколько лет в России разработали целых два модернизированных проекта на основе легендарного судна на подводных крыльях «Метеор». Это проект «Метеор 120Р» от ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева и «Метеор-2020«, разработанный нижегородским КБ «СиТех».  Об отличиях между этими скоростными судами на подводных крыльях можно почитать в статье:

«Метеор-2020» vs «Метеор 120Р» — чем отличаются два новых проекта легендарного СПК?

      Видео об истории создания Метеоров:

             И ещё одно интересное видео — материал о «Метеор-120Р» начиная с 12 минуты:

          СПК «МЕТЕОР 120Р» заложен 23 декабря 2019 г. и первый спуск на воду состоялся 3 августа 2021 г. (второе судно заложено 25 декабря 2020 г. и спущено на воду 30 мая 2022 г. — большой фотообзор можно посмотреть здесь и здесь) — закладные таблички первого (источник), третьего и четвёртого (источник) «Метеоров»:

    

         Красивый вид сверху на Параде судов 2021 в г. Чкаловске — «бугорок» за кормой у нового «Метеор-120Р» стал явно больше и по длине и по высоте, чем у старого «Метеора». Ещё два видео и фото из Югры (кликабельно):

        Вид на кормовой след (кликабельно — источник):

       Рулевая рубка и салон (из поста прибытия первого рейса в Чебоксары от 5 октября 2023 г.; ещё фотографии внутренней обстановки представлены здесь): 

        Видео о внутреннем оборудовании «Метеор-120Р»:

      Первый пассажирский рейс нового «Метеора-120Р» (первое судно для Нижегородской области получило название «Ростислав Алексеев» и спущено на воду 24 августа 2023 г., а 8 ноября 2023 г. спущено второй судно для Нижегородской области — «Капитан Полуэктов»)  по Волге (и вообще в Единой глубоководной системе (ЕГС) Европейской части России) успешно выполнен 21 октября 2023 г по маршруту Нижний Новгород-Казань (а 22 октября состоялся обратный рейс Казань-Нижний Новгород)! Символично, что теплоход прошел по маршруту, с которого начиналась вообще вся история пассажирских перевозок на СПК в нашей стране ( видео его выхода на крыло):

       А первый скоростной теплоход «Метеор-2020» спущен на воду на Зеленодольском заводе имени Горького 29 июня 2022 г. (фотообзор мероприятия здесь и здесь, а дальнейшие планы по постройке этих СПК озвучены здесь):

       Схема нового  «Метеора»  (источник):

             Сравнительные размеры старого и новых проектов «Метеоров» (источник):

       Ходовые испытания «Метеор-2020» в ноябре 2022 г.:

       Видео от 6 мая 2023 г.«Спустя более 30 лет в Зеленодольске вновь начали строить легендарный «Метеор». С развалом СССР завод им. Горького прекратил серийное производство теплоходов. В 2021-м верфь подписала контракт на 4 крылатых судна в год. Два «Метеора» нового поколения скоро появятся в Татфлоте. Еще два будут ходить по рекам Иртыш и Обь» (спуск на воду состоялся 29 апреля 2023 г., ещё тема «Метеор-2020» на сайте «Речные круизы и путешествия»):

       Видео от 1 июня 2023 г. — «В Речном порту Казани прошла церемония передачи скоростного пассажирского судна «Метеор-2020» «Михаил Девятаев» и пассажирского судна А217-1 судоходной компании АО «Флот Республики Татарстан»» статья в группе ВК «Суда на подводных крыльях/HYDROFILS»):

        Ещё видео с этого мероприятия, состоявшегося 1 июня 2023 г. — здесь, здесь (со схемой «Метеора») и здесь.

       4 августа 2023 г. спущен на воду очередной «Метеор-2020» — «Муса Джалиль», на 25-27 и 58-60 секундах показан его кормовой след, мощный «бугор»:

         11 августа 2023 г. новый «Метеор-2020» отправился в первый рейс «Казань — Свияжск» (видео на ходу):

        Пилотный рейс нового «Метеора» из Казани в Ульяновск от 18 августа 2023 г.:

       Фото в этом рейсе (кликабельно —источник):

           11 сентября 2023 г. доставили два «Метеора» в Югру:

         Сравнительные размеры старого и нового «Метеоров» (кликабельно):

           22 сентября 2023 г.  «Метеор-2020» впервые вышел на Каму, а 23 сентября 2023 г. он прибыл из Елабуги в Сарапул, видео его хода по Каме:

       Ещё несколько видео об этом историческом событии:

           Рулевая рубка и салон (из поста от 2 октября 2023 г. о спуске нового «Метеора-2020» 1 октября 2023 г. в Ханты-Мансийске):

         А в этом видео — внутренняя обстановка:

      В статье «Битва речных судов: сравниваем нижегородский «Валдай 45Р» и татарский «Метеор 2020″» и её продолжении «Кто круче: «Валдай 45Р» или татарский «Метеор 2020″. Сравниваем два речных судна» показан кормовой след нового «Метеора» (здесь и здесь) — он очень похож на кормовой след «Ракеты».