Фотографии небольшого размера кликабельны, их можно посмотреть в полном разрешении!
Мы все любим путешествовать.
Раньше большинство путешествий начиналось
именно с Пристани.
Раньше в Чистополе была красивая, статусная пристань.
Только крупные города в то время имели такую же пристань —
Волгоград, Самара, Ярославль..
«Театр начинается с вешалки» — так и город начинается с пристани.
И «вешалка» в Чистополе была очень даже симпатичной:
Фото пристани 1967 г. (1970-е?, см. комментарии):
Фото 1970-1980 гг.:
(см. комментарии):
Ещё одна пристань города, стояла там, где сейчас расположен новый пляж, служила для пригородной линии, курсировали на ней «речные трамвайчики»:
Встреча детей из пионерлагеря.
Родители детей встречали не у ворот лагеря, а у пригородной пристани.
Трамвайчик, что детей привозил — как правило «Муса Джалиль» — я так помню…
Не помню, чтоб ОМ-330 привозил или отвозил…:
Фотография пригородной пристани — из фотоальбома Айдара Альгизовича «Чистополье»:
и утром уже в Казани.
Что мы и делали не раз с другом.
И обратно уже — вечером из Казани и утром в Чистополе.
Помню еще, что один пароходов на котором добирались до Казани, —
назывался «Кама».
…
У нас останавливались пароходы (и теплоходы)
маршрутов:
— Пермь — Москва
— Пермь — Астрахань
— Пермь — Ростов
— Уфа — Москва
— Уфа — Астрахань
Несколько сезонов были еще рейсы — Пермь-Горький…
Ну и обратные рейсы, разумеется.
На расписании движения показывалось стрелками Вверх или Вниз по течению.
А билетики были такие картонные, где пробивалась дата рейса.
Пассажирские пароходы-теплоходы существовали практически до конца 70-х.
И остались только туристические маршруты и рейсы.
Архивные фотографии с расписанием движения скоростных судов:
Поставщик рыбы Двору Его Императорского Величества.
Владелец паромной переправы, барж и парохода «Верочка».
Вахонины жили в доме по ул.К.Маркса, 17:
Самого Василия Филипповича — найти не трудно.
У него было три дочери. Кто из них кто на фото — не знаю.
Одна из них — Зоя — вышла замуж за Николая Колотинского.
Николай Диомидович Колотинский — российский правовед, профессор Казанского университета, специалист в области римского права. Автор фундаментальных трудов по истории римского права….
На фото: Николай Колотинский:
у пристаней г. Чистополя (тогда их было несколько — у каждого судовладельца своя) указано 69 амбаров.
Немало, в общем-то…:
Пароходы общества «Иван Любимов и К» перевозили, в том числе, и пассажиров на линии «Нижний Новгород — Пермь».
В Камском бассейне общество «Иван Любимов и К» было одним из крупнейших перевозчиков.
Наравне с пароходным обществом братьев Каменских.
Небольшое замечание к дальнейшему материалу. Могли ли в принципе зимовать большие пароходы в нашем затоне — смотрите раздел сайта «Уровни воды Камы». Всё, что мне удалось найти в подтверждение сего — это зимовка парохода «Пермь» в 1938-1939 гг., но к этому времени уже был основан Чистопольский судостроительно-судоремонтный завод и возможно затон был углублен. Хотя, у меня есть и сомнения в его зимовке, т.к. согласно моей таблице уровней воды 1876-2020 гг. вход в затон практически пересох уже в конце июля 1938 года и до самого ледостава попасть в затон даже небольшим баржам было проблематично — возможно вход чистили ежегодно… Архивное видео о подготовке к навигации 1940 г. пароходов в нашем затоне, с конца августа 1939 года вход в затон пересох, если только не было дополнительной расчистки (что называется — не верь глазам своим!):
Более внимательный анализа данного фильма в начале апреля 2020 г. показал, что в нём собраны кадры, которые никак не стыкуются между собой, и скорее всего, к Чистопольскому затону данный «шедевр» не имеет никакого отношения (см. раздел «Уровни воды Камы»).
Пароход «Кама» акционерного общества «Иван Любимов и К»
зимовал, как правило, в Чистопольском затоне.
Потому команда парохода комплектовалась (в основном) из Чистопольских речников.
Здесь, вполне вероятно — пра- и пра-пра-дедушки нынешних чистопольцев…
Фото 1907 (1908?) года (см. комментарии):
Надежда Инькова интересовалась фотографиями
команды парохода «Волга» пароходного общества «Иван Любимов и К». Пароход тоже зимовал, как правило, в Чистопольском затоне.
Потому команда парохода (матросы и кочегары, в основном) комплектовалась из Чистопольских речников.
Фото 1908 года:
Пароход «Екатеринбург» пароходного общества «Иван Любимов и К»
работал на маршруте Пермь — Нижний Новгород и, соответственно,
возил пассажиров и из Чистополя.
Несколько сезонов зимовал в нашем затоне.
Фото 1908 г. (1912 г.?):
Пароход «УралЪ» акционерного общества «Иван Любимов и К»
тоже зимовал, как правило, в Чистопольском затоне.
Потому команда парохода (матросы и кочегары, в основном, да и буфетные работники) комплектовалась из Чистопольских речников.
Здесь, вполне вероятно — пра- и пра-пра-дедушки нынешних чистопольцев…
Фото 1912 года:
Пароход «С-ПетербургЪ» акционерного общества «Иван Любимов и К»
зимовал в Чистопольском затоне только один сезон.
Команда парохода (матросы и кочегары, в основном, да и буфетные работники) комплектовалась и из Чистопольских речников.
Здесь, вполне вероятно — пра- и пра-пра-дедушки нынешних чистопольцев…
Фото 1912 года:
Добавлю ещё фотографии двух пароходов из архива Талгата.
«И. И. Любимов»:
«Анна Степановна Любимова»:
Легко-пассажирский пароход И.И. Любимова «Кунгуръ».
Такса за проезд пассажиров и провоз багажа
на линии Нижний Новгородъ — Пермь
на 1890-ый год:
Это было недавно… это было давно…
Самые популярные маршруты были — до Казани и до Наб. Челнов.
http://river-plate.ru/камские-пароходы/
Фото 1980-х (см. комментарии):
Пристань Пароходного Общества Братьев Каменских
и служащие пристани.
Фото 1910-е:
Почтово-пассажирские пароходы Бр. Каменских.
«Такса за проездъ пассажиров и провозъ багажа»
на маршруте Нижний Новгород — Пермь.
На 1890-й год:
Расписание движения почтово-пассажирских пароходов «Бр. Каменских».
Навигация 1897 года:
Чистополь на дореволюционных открытках.
Пристань «Братьев Каменских».
Открытка 1910-е (см. комментарии):
Закат на Каме, близ Чистополя:
Панорама Камы с Мебельной. 2005 г.:
«Лунная ночь на Каме». Фото известного в городе фотографа А. Веселова:
Теплоход «Александр Фадеев»:
Это было недавно… это было давно…
Фото 1980-е:
ОМ-330.
Это было недавно…. это было давно…
Фото 1980-х:
Добавлю от себя вид на Каму, фото 1970-е:
Это было недавно…
Другое и, возможно, для многих более популярное место для купания.
Фото 1978 года:
В 1946 года получил Чистопольскую прописку немецкий грузовой пароход, прибывший нам по репарации.
«Девичья» фамилия этого парохода, 1903 года рождения — HALLE.
У нас он получил не менее романтическое имя — СТ-384.
Списан в 1966 году.
Фото 1946 года — СТ-384 у Чистопольской пристани:
Еще один немецкий теплоход (ранее пароход, потом переоборудован в дизельный) — Академик Крылов (Akademikas Krilovas) — который пополнил речной флот Чистополя по репарации.
Но уже в 1955 году. А до этого был в Литве…:
Это было недавно… это было давно…
Фото 1980-е (см. комментарии):
Это было недавно… это было давно…
На «ОМ-330» и «Муса Джалиль» ездили даже в Ульяновск.
На экскурсию.
Ульяновск — фото 1966 г. (см. комментарии):
Это было недавно… это было давно…
И на самом деле — вроде бы и недавно.
Но — уже давно.
Но именно таким съезд из парома в Сорочьи Горы мало кто и помнит.
Фото 1970 года:
Это было недавно… это было давно…
Вот такой вот населенный пункт — практически нет ни одного жилого дома, но многие знают и помнят.
Мурзиха.
Фото 1951 года:
Это было недавно… это было давно…
В встречном пароме — и встречались. как правило, в середине реки Камы — всегда представлялось, что там должны быть знакомые.
И даже пытались — насколько это возможно — кого-нибудь да увидеть…
Фото 1970 года:
Это было недавно… это было давно…
На пароме еще бывало — торговали семечками,
бывало и яблоки, огурцы..ягоды.
Ну если ты в шляпе — то можно и газету полистать…
Фото 1970 года:
Это было недавно… это было давно…
Фото Александра Спитковского — 1970-е:
Попробую датировать снимок. Меляк напротив дамбы появлялся летом только в 1973, 1975 и 1976 годах (в другие годы он был под водой). На фото меляк вытянулся ниже дамбы в сторону Берняжки, значит это могут быть или все месяцы лета 1973 г., или июль-август 1975 г., когда уровень воды был ниже 600 см. Затопленная бетонная баржа на косе (она и сейчас там) — на спутниковом снимке от 8 мая 1972 г. её ещё не видно (возможно потому, что уровень воды слишком высок —827 см; а после того, как у меня появился в феврале 2021 г. снимок со спутника KH-9 от 23 июня 1974 г., на котором уровень воды составляет 866 см и баржу видно, стало понятно, что затоплена она была либо летом-осенью 1972 г., либо в аналогичный период 1973 г.), а на снимке от 10 июня 1975 г. она заметна (уровень воды 624 см). Скорее всего, фото сделано в июле-августе 1975 г.:
P.S.
Меляк в 1960-1980 гг. появлялся при падении уровня воды до отметки 660 см и ниже. Фото оказалось от конца июня 1984 г., а баржу выбросили на меляк у дамбы летом-осенью 1973 г. — см. раздел «Уровни воды Камы».
Раньше речные трамвайчики ходили каждый час и Черепашье воспринималось как близкий пригород Чистополя.
В школьные каникулы и после первого курса жил по месяцу в палатке на Черепашье.
Примерно 150 метров от дебаркадера в сторону Красного Яра.
Каждый год на одном и том же месте.
Вернее, жили — с Раисом, другом детства.
У нас там было все обустроено — стол и скамейки, навес от дождя, место для костра…
Жили натуральным хозяйством — с утра собирали ведро малины, потом на дебаркадере продавали туристам — на Черепашье «зеленая стоянка» туристических теплоходов.
После в буфете теплохода покупали все необходимое —
чай, сахар/конфеты, консервы, пакетики для супа — с звездочками.
Это такой «доширак» семидесятых.
Ну и рыбачили, разумеется.
Друзья знали, что мы на Черепашье и как нас найти — наведовались частенько.
Уничтожали наши двух-трех дневные запасы и весело махали потом с трамвайчика.
А мы — опять утром в лес… опять дебаркадер… и т.д.
Фото — 1974 и 1976 гг.:
Как-то уже писал — что летом жил в палатке на Черепашье.
На берегу.
Несколько лет подряд по месяцу.
На фото 1977 г. — приехали «в гости» друзья — Зоя, Витя, Нина, Леша:
Это было совсем недавно.
Фото 26 июля 2013 года:
Прогулка у воды. 2006 г.:
Приближающаяся «стена дождя». Пос. Ерыклынский («Малые реки»). 2017 г.:
Фотография Веры Рыжовой из комментария — «Речка Ерыкла впадает в Каму. Лето 2019 г.»:
Закат на пристани. 2007 г.:
Фотографии из комментария Веры Рыжовой «Кама, 2019 г.»:
Весенняя Кама. Пляж:
Вид на мебельную с Камы. 2010 г.:
Фотография из комментария Веры Рыжовой «Лето 2019 г.»:
Золотая осень в пристанском лесу:
Ровесник. Галактионово. 2007 г. Ничего почти не изменилось за прошедшие годы:
Кама из пристанского леса. В скандальном фильме про Зулейху есть несколько кадров примерно с этого ракурса, снятых коптером:
Насосная станция в Змиево, 2007 г. Сохранилась ли, или на металл распилили?.. Так приятно было по этой лестнице прямо к Каме спускаться:
Печальный камень на берегу Камы между Данауровкой и Галактионово:
Интересные находки в Кубассах:
Лодочная станция, 2005 г.:
От Веры Рыжовой:
2012 г.:
Как правильно место назвать? Затрудняюсь. Уже не мебельная, но и не Малые реки:
Фото Веры Рыжовой:
Замечательные фотографии Валерия Рыжова:
Теплоход «Анри Барбюс» и его капитаны:
Лодочная. 2007 г.:
Лето. Кама. Закат:
Лодочная. Середина 2000-х:
Праздник Нептуна. 2009 г.:
Останки старой баржи (см. комментарии):
Фото из комментария Веры Рыжовой — остатки барж, которые огораживали лодочную станцию на Водниках, осень 2018 год:
Это было недавно.. это было давно..
Уверен — многие помнят «Гужевый Фургон» для развозки хлеба.
Фото 1976 года:
Когда-то к Чистополю был приписан «тезка» — сухогруз «Чистополь» 1957 года выпуска.
Уже не эксплуатируется.
Фото 1960-е:
Между Галактионово и Данауровкой:
Пристань.
Наладка мостков.
Фото 1950 года (см. комментарии):
Добавлю здесь ещё одно фото Талгата, которое даёт понимание, для чего нужны были такие мостки — скорее всего, они служили основой для ленточного транспортёра.
Пристань.
Погрузка в суда.
Фото 1950 года:
Пристань.
Грузо-пассажирский дебаркадер.
Фото 1951 года:
Возле косы. 2007 г.:
«Фонтан» на пристани. 2006 г.:
Осень в пристанском лесу. 2011 г.:
Пристань.
Погрузка сухогруза «Ленинград».
Фото 1950 года:
«Казанские старости» от 2 января (20 декабря) 1914 года (см. комментарии).
«На днях в Казани было решено открыть автомобильное движение по маршруту Казань-Чистополь. Вопрос об организации постоянного пассажирского автомобильного сообщения между Казанью и Чистополем в данное время разрабатывается техническим отделом губернской земской управы. Установление и эксплуатация такого сообщения удобна еще и тем, что тракт Казань-Чистополь губернским земством почти уже оборудован. Поддерживать это сообщение предполагается несколькими автомобилями-омнибусами».
Мой комментарий к посту:
«Вчера прислали несколько листов карт РККА 1918-1919 гг. (наши военные карты хранятся в библиотеке конгресса США!), масштаб 1 см = 420 м — очень большая редкость, до сегодняшнего дня не было никакой надежды их увидеть!!! Жаль, листа на Чистополь пока нет, надеюсь, что только пока… Действительно, переправы Мурзиха-Сорочьи горы не было в то время, переправа была у Рыбной Слободы — слышал об этом, вот теперь есть доказательство этой переправы…»
Старинный Чистополь на фото.
Фото 1900-е:
Пристани Чистополя.
Фото 1900-е.
Где чья пристань расписана на сайте у Юрия Кондрашина — http://river-plate.ru
Старинный Чистополь на фото.
Пристань О-ва Любимова в Чистополе.
Все о реке Кама, пристанях и еще много чего интересного на сайте у Юрия Кондрашина — http://river-plate.ru
Старинный Чистополь на фото.
Пристани.
Фото 1900-е (см. комментарии):
Старинный Чистополь на фото.
Лесная пристань.
Фото 1900-е:
Хлебная пристань.
Фото 1900-е:
Старинный Чистополь на фото.
Приток реки Камы — р. Шумбут около Чистополя.
Фото 1900-е:
Старинный Чистополь на фото.
Хлебная пристань.
Фото 1900-е.
(Спасибо Юрию Кондрашину!).
На сайте Юрия Кондрашина http://river-plate.ru — много интересного и про Старинный Чистополь и про Каму и еще много чего удивительного (см. комментарии):
Старинный Чистополь на фото.
Отвал парохода с пристани г.Чистополя.
Фото 1910-е.
(Спасибо Юрию Кондрашину).
На сайте Юрия Кондрашина http://river-plate.ru — много интересного и про Старинный Чистополь и про Каму и еще много чего удивительного:
Затон.
Фото 1970-е (см. комментарии):
Наша пристань.
Фото 1950 года:
Порт. 2006 г.:
Известный и популярный в мире немецкий кран Takraf. Чистопольский порт:
На «той» стороне:
Зимовка судов в затоне.
Фото 1900-е.
(Спасибо Юрию Кондрашину).
На сайте Юрия Кондрашина http://river-plate.ru — много интересного и про Старинный Чистополь и про Каму и еще много чего удивительного:
Старинный Чистополь на фото.
Ледоход на Каме.
Фото 1900-е.
(Спасибо Юрию Кондрашину).
На сайте Юрия Кондрашина http://river-plate.ru — много интересного и про Старинный Чистополь и про Каму и еще много чего удивительного:
Порт. 2010 г.:
Крутая гора. 2007 г.:
Это было недавно… это было давно…
Фото 1970-е? Или намного раньше? 1950-е?
Путем дискуссий и воспоминаний определили что снимок сделан до середины 1960-х (см. комментарии — год скорее всего 1967):
Мой комментарий к посту:
«Вот за что надо сказать спасибо американским разведывательным спутникам — их снимки позволяют увидеть историю…. Первый скрин 25 августа 1963 г. — часовская лодочная есть, городской ещё нет, как нет и водниковской. Второй скрин 2 ноября 1964 г. — городская и водниковская станции введены в строй, и вроде что-то есть на месте пригородного вокзала. Третий скрин 28 июня 1967 г. — пригородный причал стоит… Фото видел где-то в Интернете — помню оно было подписано 1967 г., вот наверное это и есть верный год. Нашёл https://ok.ru/chistopoln/album/53080387420281/8169646..«:
Это было недавно… это было давно…
До нашей Красивой Пристани (до 1959 года) — была вот такая пристань.
Здесь фото не Чистопольской пристани.
Возможно, у кого-нибудь есть фото нашей пристани? (см. комментарии):
Наша Красивая Пристань (проект 628Ш, но в справочниках почему-то — проект 818).
Появилась, скорее всего, — в 1959 году (1958 года постройки).
И исчезла — ??
На самом деле исчезла — потому как справочниках пишут, что судьба неизвестна:
Г.А. Хайрнасов на капитанском мостике т/х «Георгий Седов».
Фото 1950-е (см. комментарии):
2013 г.:
Это было недавно… это было давно…
Пароходы «А.Н. Островский» и «Григорий Пирогов» у пристани г. Чистополя.
Фото 8 июля 1956 года:
Это была недавно… это было давно…
Отвал парохода «Академик Карпинский» от пристани г. Чистополя.
Фото 14 июня 1956 года:
Самое старинное фото Чистополя..
Фото 1896 года — Пристани г. Чистополя (см. комментарии):
Январь 2008 г.:
Весна на старом пляже. 2000-е:
Последний из могикан, неутомимый труженик 1966 г.р.
Сейчас, в основном, только по грибным делам…
Фото 27 июня (июля?) 2014 года (см. комментарии):
Механизированная галерея для погрузки на суда.
Фото 1950-е:
Склад емкостью 2500 тонн.
Фото 1950-е:
Склад купеческого типа.
Фото 1950-е:
Лодочная. 2010 г.:
Пристань. 2010 г.:
Новый пляж. 2009 г.:
Парки. 2009 г.:
Помните названия горок в пристанском лесу?:
Морозный январский день. В лесочке за ЦРБ. 2011 г.:
Пригожий осенний денек на «трехгорке»:
«Соляные». 2009 г. Кто знает, почему это место так назвали?
Грациозная птичка в Кубассах. 2008 г.:
Нижняя команда парохода «Михаил Разумов» — бывший «Нева» об-ва «Иван Любимов и К».
Слева направо:
Пискунов, Плюснин, Шапошников, Михеев.
Стоят — Маслицкий(?), Максимов.
Фото 1934 года.
Ну и сам пароход «Нева».
Потом «Михаил Разумов», потом «Мария Ульянова» и с 1945-года — «Победа»:
Пристань. 2007 г.:
2010 г.:
Снимки сделаны только что — но уже архив.
Уже и осень прощается с нами…
Фото — 25 октября 2020 г., мой сад:
Чистополь сто и более лет назад.
Вид с Камы.
Фото 1900-е:
Примечательное здание Вокзала Пристани.
У многих и многих Пристань ассоциируется именно с этим зданием.
Фото 2000-е:
«Зимовка». 2008 г.:
Речной порт Чистополя. 1991 г. Автор Морозов А. Б.:
Яблоки на снегу….
Фото 14 ноября 2020 года (уже архив):
Команда теплохода «Федор Гладков».
Фото 1983 года:
В прошлом году в кормушку для Пернатых подсыпал стабильно килограмм семечек в день, иногда и больше.
В этом году — пока еще чуть менее килограмма.
Уверен — прошлогодние показатели будут улучшены…
Фото 13 декабря 2020 года:
Это было здорово — прокатиться на речном трамвайчике.
Или даже целый день провести в тишине у реки…
… Частенько говорю — Было.
Это очень показательный признак возраста.
Ворчание, ностальгия по былому…
Не хотелось бы — чтоб это был очень узнаваемый признак.
А с другой стороны — действительно, Было… И порою, Жаль…
Фото 1978 года. В ожидании трамвайчика.
Дебаркадер заметный.
Уверен, все знают или узнаЮт сие место (см. комментарии):
В ожидании трамвайчика.
Приметы времени — транзисторный приемник (как мне помнится — «Селга»),
«бейсболка» из газеты…
Практически все умели складывать из газеты несколько видов головных уборов (как минимум — два) — с козырьком и без, или как треуголка…
Фото 1975 года, Черепашье (см. комментарии):
Грузовой порт.
Фото 1973 года:
Мой кот подолгу смотрит с земли на Живое Представление у кормушки.
В течение дня у меня во дворе столоваются более 150 птиц и всегда есть на что посмотреть…
Но коту кажется — что если поближе, то рассмотрит все получше.
Ан нет — поближе — представление прекращается.
И остается только облизываться.
МораЛ: Не надо совать свой нос ( усы и хвост) в чужое представление — иначе с носом и останешься (будешь облизывать свой собственный)…
…
Фотографировал только что. И тем не менее — уже архив:
Пару раз в день залетает Столоваться симпатяга Дятел.
Любитель сала — как оказалось.
Фото — только что, несколько минут назад.
Через окно — потому и с резкостью не ах..
Непосредственно со двора фотографировать не получается — улетает раньше синичек, и даже быстрее пугливых свиристелей:
У Дятла есть своё расписание.
Появляется в пределах 11-ти.
И потом уже после 14-ти.
Вот так — даже у Дятла! есть своё расписание.
А я не все запланированное на день успеваю сделать — возможно потому, что нет четкого расписания?!
Фото — только что… (см. комментарии):
Этот Дятел таки научит меня строго соблюдать распорядок дня.
Поскольку свой распорядок соблюдает строго — сегодня прилетел столоваться в 10.50.
Вчера — в 11.05.
Позавчера — 10.45…
Вот… Дятел!:
Вот такой красавец — колесный буксир — совсем-совсем недавно имел Чистопольскую прописку.
Списан в 1986 году.
Фото 1955 (?) года (см. комментарии):
Команда Теплохода «Федор Гладков».
Фото 1983 года:
Еще один колесный буксир с Чистопольской пропиской.
Служили они сравнительно недолго — всего около 20 лет или чуть более.
Судьба…
Фото 1960 (?) года:
Фото из комментария Сергея Шикшина:
Геннадий Асгатович Хайрнасов в рубке ледокола «Капитан Демидов».
Фото 1986 года (см. комментарии):
Встреча артиста Александра Филиппенко с командой т/х «Вишера».
Фото 1980-е (см. комментарии):
Легендарный ОМ-330!
Только б прогуляться!
Никуда уже не надо… пионерских лагерей давно нет…
Только б прогуляться — до Берсута и обратно..
Увы…!
Фото 1973 года (см. комментарии):
Когда-то пароход «Память Вахитова» — бывший «Коммерции Советникъ» — был приписан Чистополю.
Уверен, что у многих в семейном альбоме есть фотографии связанные с этим пароходом.
Фото 1955 (?) года (см. комментарии):
Старинный Чистополь на фото.
Пристань.
Вернее — пристани, так как каждая судоходная кампания имела свою собственную пристань.
Фото 1910-е (см. комментарии):
Сбор и переработка садовых (и огородных) радостей не прекращается.
Малина нынче мелковата. Да и сохнет на кустах быстро.
А вот вишни много.
Это тот случай — когда урожай определяешь не килограммами, а ведрами.
Фото 16 июля 2021 года (пополнило архив):
Чистополь на дореволюционных открытках.
Фото 1910-е. Фото забирайте себе, пожалуйста — такая открытка еще по интернету не гуляет:
Чистополь на дореволюционных открытках.
Пристань Пароходства И.И. Любимова.
Фото начала 1900-х. Фото забирайте себе, пожалуйста — такая открытка еще по интернету не гуляет:
Ворота в речной город.
Была когда-то у нас такая красавица.
Фото 1960-е:
Фото нашей Красивой Пристани встречаются редко.
Очень редко.
И те фотографии, что гуляют по сетям или просто в интернете. — знакомы многим.
Фото 1960-е. Редкое фото. Но и качество совсем не ах… (см. комментарии):
Весна!!
Вот уже и Коты прилетели…
Фото 7 марта 2022 года (уже архив):
Берсут. Дом Отдыха.
В те далекие-недалекие времена очень популярный.
Были даже путевки выходного дня…
Фото 1983-85 гг. (см. комментарии):
Берсут.
Пляж.
Фото 1983-85 гг. (см. комментарии):
Самая первая (или — самая старинная) на сегодняшний день фотография пристаней города Чистополя. (Спасибо Сергею Макарову!)
Фото 13 августа 1898 года (см. комментарии):
Пристань г. Чистополя.
Скорее всего, имена та, что стояла чуть повыше торгового порта:
Листаю страницы газеты «Ленинский Путь» — 1975:
Листаю страницы газеты «Ленинский Путь» — 1975.
Лодочная станция часового завода:
«Метеор» (если правильно помню — «Метеор-89») приближается к Чистополю.
Фото 16 августа 1982 года:
Листаю страницы газеты «Ленинский Путь» — 1964.
Уверен, что у многих есть фотографии пристани былых времен.
И еще — очень нужны фотографии школ №8 и №12.
Пожалуста..! (см. комментарии):
Свиристели пугливые — их очень сложно фотографировать.
Только когда тебя совсем не видно — они прилетают лакомиться.
И через приоткрытые ворота возможно по-быстрому сделать хоть какие-то снимки (см. комментарии):
Мои Пернатые Гости ежегодно употребляют более 100 кг семечек.
Гости — в основном, синицы, несколько менее воробьи.
Но гостят и снегири.
И даже дятлы…
Синички берут семечку и улетают догрызать или на соседнюю ветку или же на другое дерево.
А снегирь как сядет на кормушку — так сидит.
И вот стараются снегири прогнать Краснопузого, и так и сяк.
И с этой стороны… и с другой… А он сидит!!
…Через пару минут Снегирь улетел, разумеется…
Или настойчивость и смелость Синичек, или просто наелся.
Сейчас кормушки делаю из 5-ти литровой бутыли.
И места хватает всем.
Фото 4 марта 2017 года:
Свиристели прилетают стаей.
На улице перед домом три яблоньки-китайки.
И почему-то сидят только на одной яблоньке. Штук 30.
На других яблоньках не сидят — хотя они рядом.
А часть стаи — даже более 30-ти — сидит на деревьях в пределах 50-ти метров.
Потом одна часть улетает, а другая прилетает… и так далее.
Фото и видео — 6 марта 2023:
Свиристелям помогают снегири.
Тоже любят китайками полакомиться.
Но в сравнении со свиристелями их совсем мало — всего три-четыре-пять.
Фото 6 марта 2023 года:
Перебираю свой архив:
— Листаю страницы газеты «Ленинский Путь» — 1976.
Черепашье.
И моя палатка там стояла ежегодно. И в том году тоже.
Ровно месяц (июль) каждый год — в 1973, 1974 и 1976 гг. (см. комментарии):
Черепашье.
Моя палаточная жизнь.
В школьные каникулы и студенческие — после первого курса — месяц на берегу…в тишине… у костра…
Фото 1976 года — Раис с супругой у меня в гостях.
Друзья знали, что я завис на месяц за Камой, и периодически наведывались:
Кот встречает (или провожает) туристов.
Фото 2009 года:
Черепашье.
Моя палаточная жизнь.
Фото 1976 года:
Наша красавица!
Фото 1970-е (см. комментарии):
Добавлю от себя — вот оригинал фото (автор Пажаев А., 1975 г.)
Черепашье.
Робинзониада.
Фото 1974 года:
Это которая из лодочных станций — КБО или ЧЧЗ?
Фото 1980-е (см. комментарии).
От себя добавлю — это лодочная станция на Водниках, фото скорее всего сделано в 1977 г. — http://retromap.ru/1419773_z18_55.386703,50.662368:
Наша Красавица!
Фото 1976 года:
Весьма неплохой улов рыбака Михаила Андрианова.
Фото 12 августа 1932 года (см. комментарии):
В дни летних каникул палаточная жизнь на берегу была по месяцу.
А когда рассказывал о прелестях времяпровождения на берегу…. о бесчисленности и звезд на ночном небе и комаров — друзья зажигались — мол тоже хотим.
И потом уже с ними два-три дня кормил комаров.
Океан-205 — мой ночной Шахрезад во времена Робинзониады на Черепашье (то бишь месяц палаточной жизни).
В основном — музыкальный Шахрезад.
Но иногда ловил и не совсем наши голоса, или даже — совсем не наши….
Фото 1976 года. Я здесь как Прометей — охраняю огонь…:
Хоровод пернатых у кормушки — синицы, воробьи, снегири и даже свиристели.
Пернатым Зимой сложно.
Надо помогать….
За сезон (до середины апреля) — употребляют до 100 кг семечек.
В этом году, наверное, чуть поменьше будет — килограмм 80.
Хотя еще 4 месяца… (см. комментарии):
Фото 1912 года:
И книги, и толстые журналы.
Из приоритетных толстых журналов — это «Мир» и «Иностранная Литература».
Один из значимых романов — «Немного солнца в холодной воде» — Франсуаза Саган.
А кто знал и знает еще и другие произведения?
Фото 12 февраля 2024 года. Немного снега в ежедневной суете:
— Прилетели — улетели…
— Прилетели — улетели…
Вот так целый день!:
В этом году получается, наверное, несколько поменьше…
Но — тем не менее — очереди на кормушку регулярно образуются.
В данном случае — синички:
В глазах Синички можно рассмотреть Счастье…
Часто для Счастья нужно совсем немного — Внимание и Забота.
В данном случае Внимание и Забота в виде семечек в кормушке:
На трамвайчике!
На ОМке или «Муса Джалиль»!
Да на Черепашье или даже на Берсут!
Просто прокатиться… просто прогуляться…
К тому же — можно встретить кучу друзей и знакомых..
Фото 1980 (81-?) года:
Река открылась….
Фото (открытка) 1910-е:
Но не всегда получается гостей запечатлеть.
А это ровно десять лет назад — день в день.
Фото 15 апреля 2014 года. Инспектирует старые яблони…:
Фото 13 апреля 2016 года:
А цветы набирают силу и красоту.
Разумеется, красоты будет гораздо больше.
Всего петуний — более 40 вазонов.
Плюс еще 20 вазонов других цветов.
Вазоны — в данном случае — это более 10 литров.
Самый большой объем — 32 литра. Их всего 15.
В основном — по 26 л и по 14 л.
Есть еще кашпо и просто горшки — это уже 6 литров и менее..
Фото 4 июля 2014 года:
+ полные рюкзаки (ведра и корзины) впечатлений.
Небольшие — потому как , в основном, всего на день.
Интересные — потому как у каждого был свой Интерес — кто за ягодами, кто за грибами, а кто-то и просто порыбачить.
Я, например, чаще ходил за ягодами, за малиной…
Фото 1974 года (см. комментарии):
11 лет тому назад.
Фото 21 июля 2013 года:
Обилие цветков!
Большое разнообразие ярких цветов…
Единственно — петунии не любят дожди.
И восстанавливаются неспешно после.
Фото 27 июня 2024 года — Мои петунии просто великолепны, а через пару недель станут еще пышнее:
И хорошо растут!
На земле — сплошной ковер из цветов.
Если вазон — то шапка из цветов.
Достоинства — тенелюбивое и теневыносливое, обилие ярких цветков.
Недостатки — не переносят заморозки.
Растение-то комнатное.
Даже при просто Ноль градусов — могут погибнуть.
Потому в грунт сажаю только в июне.
Фото 27 июля 2024 года:
Фото 3 августа 2015 года. Краски у природы никогда не иссякают.
Притом — Самые яркие!: